Реалии расположенной в центре Балканского полуострова Республики Македонии не очень хорошо известны россиянам. Сегодня мы беседуем со специалистом по этой стране, кандидатом исторических наук, доцентом Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Евгением Колосковым.
Вы не могли бы дать обобщающую социально-экономическую характеристику современной Македонии.
Пожалуй, для начала стоит сказать, что такое современная Македония. Само это слово в современных словарях и энциклопедиях имеет четыре основных значения: во-первых, это античное государство, родина Филиппа II и Александра Македонского, известнейших завоевателей античного мира; во-вторых, это историко-географическая область на западе Балканского полуострова, традиционно выделяемая по целому ряду критериев; в-третьих, это область на севере современной Греции; и, наконец, в-четвертых, это современное государство на Балканах, которое 8 сентября 2011 г. отпраздновало двадцатилетие своего независимого существования. Во избежание недоразумений следует сразу оговориться, что современная Республика Македония и античное македонское царство (равно, как и римская провинция «Македония» или византийская фема под аналогичным названием) территориально совпадают мало.
Сегодняшняя РМ – континентальное государство на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове. Большая часть территории покрыта горами. Согласно официальным данным на 2013 г., численность населения составляет 2 087 000 чел., урбанизация достигает 59%. Большая часть населения занята в сфере услуг – 53,7%, в индустрии 27,5% и сельском хозяйстве 18,8%. Экономически активное население по данным 2014 г.: 958 392 чел. (46%) из них безработных 28%.
После провозглашения независимости в 1991 году Македония добилась серьезного успеха в либерализации экономики и улучшения бизнес-климата, но она все еще отстает от других международно признанных стран Балканского региона в привлечении иностранных инвестиций.
Кроме того, серьезной проблемой является традиционный для стран региона высокий уровень коррупции и существование обширного серого рынка, который, по приблизительным оценкам, составляет от 20% до 45% ВВП страны.
В чем сущность внешней политики Республики Македонии на современном этапе?
Если вкратце, то внешняя политика Македонии, равно как и других стран региона, нацелена в первую очередь на евроинтеграцию и попытки решения своих внешнеполитических проблем по возможности через международные структуры или при содействии ведущих стран мира. Конечно, отношениям с соседями также уделяется серьезное внимание, но как раз на примере Македонии, мне кажется, отчетливо видно, что региональное сотрудничество ставится на второе место по отношению к сотрудничеству с Вашингтоном, Брюсселем и другими значимыми участниками международных отношений. Так, например, сотрудничество с Сербией в 1999 г. оказалось под сомнением – македонская сторона предоставила свое воздушное пространство натовским самолетам, а на ее территории разместились силы антиюгославской коалиции. Или, скажем, варианты решения спора о государственном наименовании с Грецией Скопье предпочитает искать в первую очередь в Брюсселе, Вашингтоне, Москве, но лишь во вторую очередь – в Афинах.
Не секрет, что для Скопье самым, пожалуй, неудобным соседом является Греция. Как вы полагаете, после смены власти в Афинах возможно ли урегулирование напряженности в отношениях между двумя странами?
В ООН и других международных организациях Македония фигурирует как «Бывшая Югославская Республика Македония» (БЮРМ). Причиной тому затянувшийся уже более чем на два десятилетия греко-македонский спор о государственном наименовании. Этот спор вызван, с одной стороны, непримиримой позицией Афин, требующих монопольного права на использование названия «Македония» для своих северных областей, и, с другой стороны, крайне неконструктивной позицией Скопье, чьи политические лидеры, равно как и деятели культуры и науки, заявили о претензиях на античную часть греческой истории, объявили себя потомками македонян, переименовали столичный аэропорт в честь Александра Македонского, возводят ему памятники и т. п. Несмотря на то, что данные противоречия между Македонией и Грецией долгое время считались курьезными, сегодня очевидно, что этот спор крайне негативно сказывается на внешнеполитическом положении Македонии, которая до сегодняшнего дня не признана в мире под конституционным названием и не может вступить в ряд международных организаций (в частности, в ЕС и НАТО) из-за жесткой позиции Афин.
Однако я бы не сказал, что Греция — неудобный сосед Скопье. У этих стран традиционно хорошо развитые двухсторонние отношения и высокий уровень экономического сотрудничества. Греки — одни из крупнейших инвесторов на македонском рынке, а о политическом сотрудничестве говорит активная помощь Греции официальному Скопье в ходе конфликтов 2001 г.
Спор о государственном наименовании действительно стал основным камнем преткновения между Скопье и Афинами.
Он длится фактически с самого момента возникновения современной македонской государственности в 1944-1945 гг. и возможности его разрешения не вполне очевидны. Учитывая упомянутую мною выше надежду на разрешения этого спора не путем двухсторонних переговоров как в Скопье, так и в Афинах, порой создается впечатление, что это проблема не Греции и Македонии, а международного сообщества.
Разумеется, данный спор используется политиками обеих стран для набора очков в борьбе за власть и ее удержание. Многие общественные деятели, представители науки и культуры в обеих странах или, скажем, потомки беженцев из Северной Греции воспринимают этот спор крайне болезненно. Это «противостояние» многие исследователи воспринимают как фактор, влияющий на самоидентичность двух народов, но в действительности он оказывает далеко не решающее влияние на международные отношения в регионе. Хотя, конечно, это и не просто «досадное недоразумение», как раньше утверждало официальное Скопье, а действительно серьезная проблема.
В начале 2000-х годов Македония, можно сказать, пережила своего рода гражданскую войну, с очень явственным этническим компонентом. Можно ли сказать, что сейчас, более чем через 10 лет после тех драматичных событий, «албанский вопрос» в Республике Македония урегулирован и межэтническая напряженность спала?
Македонский конфликт 2001 г. действительно стал, пожалуй, самым серьезным испытанием для независимого македонского государства, но он не был неожиданным для специалистов, занимающихся историей региона. Проблема вовлечения албанской общины в общественную, культурную и политическую жизнь стран бывшей Югославия – тема актуальная до сих пор. Необходимо признать, что македонское руководство до событий 2001 г. делало шаги навстречу албанскому меньшинству, пусть, может быть, и недостаточно энергично. Однако события, связанные с беспорядками в Албании в 1998 г. и, конечно, Косовским кризисом 1998-1999 гг., очевидно поставили албанский вопрос на Балканах ребром. И македонские албанцы, разумеется, воспользовались региональной нестабильностью для выполнения своей политической программы.
Благодаря вмешательству международного сообщества и взаимному нежеланию конфликтующих сторон углублять конфликт, албанской и македонской общинам удалось достигнуть соглашения, и процесс интеграции пошел по нарастающей.
Многие исследователи отмечают, что Охридские соглашения 2001 г., положившие конец конфликту, не удовлетворили полностью ни одну из сторон, но на мой взгляд, это положительная реакция, говорящая об успехе посредников и перспективном характере соглашения.
Сегодня албанская община, равно как и остальные национальные меньшинства Македонии (сербы, турки, цыгане и др.), активно участвует в жизни страны, но когда можно будет говорить об окончании спорадических стычек, столкновений на национальной почве, боюсь, вам никто точно не скажет. Нужно преодолеть столетия отчужденности и недоверия, в условиях которых эти народы жили на Балканах, а это очень длительный процесс. Мне кажется, что Охридская Македония (по аналогии с Дейтонской Боснией) сможет пройти это путь.
В какой-то степени большой плюс для Македонии – это так называемый «синдром Боснии» – патологический страх перед крупномасштабной гражданской войной по примеру событий, происходивших в Боснии в 1992-1995 гг. Это служит достаточно сильным сдерживающим фактором для горячих голов в РМ.
В начале 2015 г. действующий премьер-министр публично обвинил лидера социал-демократической оппозиции Македонии в подготовке государственного переворота. Это заявление вызвало негативную реакцию международного и европейского социалистического движения, обвинения в адрес властей республики в попытках «задушить оппозицию». На ваш взгляд, есть ли у данных обвинений реальная подоплека? Получили ли те зимние обвинения продолжение?
Эта история, безусловно, очень интересна по многим причинам. Во-первых, это заявление и проведенная по его итогам полицейская операция «Путч» вызвали сильнейшую реакцию со стороны международного сообщества. На данные действия официального Скопье отреагировали дипломатические миссии России, США и других стран, имеющих постоянное представительство в Македонии.
Последующие аресты вызвали реакцию различных представителей социалистического движения как в соседних с Македонии странах, так и за пределами Балканского региона.
Во-вторых, данное событие не вызвало особых волнений собственно в Македонии. Например, на сайте Социал-демократического союза Македонии (второй политической силы в Македонии после правящей партии ВМРО-ДПМНЕ), чей лидер был обвинен в участии в государственном перевороте, практически нет никакой реакции на демарш их главных политических оппонентов. Это объясняется как регулярными взаимными нападками Н. Груева 1 на З. Заева 2 – они даже судились по этому поводу осенью минувшего года, – так и общей популярностью конспирологических идей в Балканском регионе. Напомню, что деятели СДСМ обвинялись в шантаже, а материалы (видимо имеются ввиду т. н. «бомбы» З. Заева) которые они использовали, были им предоставлены некой неназванной иностранной разведкой. Полагаю, что данные обвинения были своего рода ответом на обвинения в коррупции в адрес ВМРО.
Вспоминается целый ряд схожих ситуаций, когда политические лидеры ВМРО и СДСМ обвиняли друг друга в предательстве национальных интересов: самый известный случай произошел в 2001 г., когда тогдашний глава СДСМ Б. Црвенковский обвинил тогдашнего главу ВМРО-ДПМНЕ Любчо Георгиевского в договоренностях по разделению Македонии с албанцами (имелись ввиду не только албанская община РМ, но и албанские вооруженные формирования из Косово) и американцами.
И, наконец, в-третьих, глобальных или даже каких-либо серьезных изменений в политической жизни Македонии не произошло: З. Заев продолжает озвучивать свои «бомбы», которые должны «пролить свет на преступления правительства» и связь «Н. Груева с преступным миром региона», ВМРО-ДПМНЕ продолжают лидировать, согласно опросам общественного мнения, и перспектив утраты ими президентского кресла, равно как и большинства в Собрании (парламенте) Македонии в случае внеочередных выборов, я не вижу.