В беседе с корреспондентом «Рабкора» Оксана Дмитриева – один из наиболее авторитетных российских политиков рассказала о причинах своего ухода из «Справедливой России», планах по созданию новой партии социал-демократической направленности и видении нынешней социально-экономической ситуации в России.
В первую очередь хотелось бы спросить о ситуации в «Справедливой России». Что, по-вашему, происходит с партией? Каковы причины вашего ухода, а также прогнозы о будущем «Справедливой России».
Когда мы участвовали в создании «Справедливой России», то надеялись создать партию профессиональной конструктивной оппозиции, защищающую социальные права граждан. На протяжении нескольких лет «Справедливая Россия» действительно была таковой. Руководя законотворческой деятельностью фракции в Государственной думе, я старалась, чтобы фракция вносила просчитанные, профессиональные законопроекты и программы, такие как альтернативные бюджеты и антикризисные программы. Однако после парламентских выборов 2011 года в обновленной и увеличившейся думской фракции «Справедливой России» профессионалов, способных компетентно оппонировать правительству, оттеснили на второй план.
Постепенно ведущей тенденцией стал маргинальный, эпатажный популизм, истинная цель которого – не добиться решения той или иной социально-экономической проблемы, а громко заявить о себе.
Очень часто «Справедливая Россия» словесный радикализм сочетала с соглашательством, когда дело касалось принципиальных вопросов.
Кроме того, «Справедливая Россия» в последнее время изменила свое отношение к нарушению законодательства о выборах. После выборов в 2014 году партийное руководство, вместо того чтобы бороться с фальсификациями, отстаивать конституционный принцип свободных и честных выборов, фактически согласилось с предложенными фальсификаторами правилами игры. Мне же было поставлено в вину, что я не стала «договариваться» с действующей властью, торговаться – то есть участвовать в противозаконных и аморальных «договорных матчах».
Можете ли вы рассказать о своем новом политическом проекте? С кем планируете его создавать, чьи интересы защищать, как добиваться поставленных целей?
Основой нашего политического проекта станет партия с пока что условным рабочим названием «Партия профессионалов». При ее строительстве решено использовать структуры ранее созданной нами партии «Развитие предпринимательства». Но это лишь первый шаг. В дальнейшем мы планируем более широкое объединение, которое будет отстаивать интересы реальной экономики, малого бизнеса, социальные права граждан. Оно должно занять ту площадку, которую оставила «Справедливая Россия» — профессиональной, социально-ориентированной, конструктивной оппозиции.
Чего не хватает российской партийной системе, чтобы она соответствовала реальным запросам граждан?
Прежде всего, не хватает по-настоящему оппозиционной, социально-ориентированной партии, которая действительно хочет добиться власти, а потом сможет распорядиться ею с пользой для народа. Избирателей, во-первых, нужно убедить в искренности намерения партии бороться за власть, а не изображать борьбу. Во-вторых, партия должна доказать людям, что ее социальные, экономические и иные предложения – не пустые лозунги, что они хорошо обоснованы и могут быть реализованы.
Какими должны быть современные социал-демократы? Жива ли сейчас социал-демократическая идея, учитывая переживаемый ею кризис в европейских странах?
Чтобы понять задачи современной социал-демократии, надо определить, в чем сегодня состоит основное социально-экономическое противоречие. На протяжении всего XIX века основным было противоречие между трудом и капиталом. Именно для его разрешения создавались профсоюзы и социал-демократические партии. Некоторые из них в конце XIX – начале XX века избирались в парламенты, стояли у власти и добились ощутимых успехов в защите социальных прав граждан и интересов наемных работников.
Затем, в течение всего XX века, основным было противоречие между двумя моделями общественного развития: монетаристской и социальной. Именно вокруг этого разворачивалась острая политическая борьба, в результате которой у власти друг друга сменяли партии либерального толка и социал-демократические. Первые традиционно ратовали за «невидимую руку рынка», низкие государственные расходы и низкие налоги. Вторые – за участие государства в регулировании экономики, высокие государственные расходы и, соответственно, более высокие налоги.
На рубеже XX-XXI века ситуация осложнилась. Сегодня, ориентируясь лишь на традиционные, сформировавшиеся в XIX-XX веке социал-демократические идеи, невозможно отвечать на вызовы времени. Не только в России, но и во всем мире.
На повестке дня борьба не между трудом и капиталом, не между монетаризмом и государственным регулированием (кейнсианским курсом), а между «виртуальным» финансовым сектором и всеми остальными секторами экономики и народом.
В этих «всех остальных» секторах трудятся как наемные работники, так и предприниматели, как малый бизнес, так и крупный. Поэтому сейчас традиционные ценности социал-демократии расширяются, корректируются и дополняются.
В России противоречие между «виртуальным» и реальным секторами представлено наиболее ярко: мы видим гигантский отток средств, в том числе бюджетных, в финансово-банковскую сферу. Это подавляет и реальную экономику, и экономический рост, и решение проблем в социальной области. Противостоять засилью этого «виртуального» сектора с всесильным финансово-банковским лобби – тоже задача обновленной социал-демократии. Потому что именно гипертрофированная «виртуальная» экономика высасывает жизненные соки из реальной, мешает созданию новых рабочих мет, развитию высоких технологий, улучшению условий труда, повышению качества жизни населения. Значит, обновленная социал-демократия, не отказываясь от поддержки наемных работников, борющихся с работодателями за свои трудовые права, просто вынуждена отстаивать интересы малого бизнеса и вообще интересы реального сектора экономики.
Нужно четко осознать, что главная угроза правам трудящихся сегодня не мелкий или средний предприниматель и даже уже не крупный.
Главная угроза – финансово-банковская олигархия, для которой, кстати, не существует государственных границ: она давно стала транснациональной.
Именно финансово-банковское лобби навязывает властям политику, выгодную исключительно «виртуальному» сектору и противоречащую интересам всего населения. Влияние этого лобби велико во всех странах, но в России оно просто огромно. И это пагубно сказывается и на экономике, и на социальной сфере.
Способна ли Россия взять в итоге верный курс?
Да. Но для этого нужен другой кадровый состав финансово-экономического блока правительства. Нередко смена руководства, обновление команды ведет к кардинальной смене курса. Мы это видели на примере Министерства обороны. Пришел на место Сердюкова Шойгу – и политика ведомства, в том числе, в финансовой сфере, стала куда более разумной.
Проблема в том, что в России нет влиятельной политической силы, которая бы видела свою задачу именно в борьбе со стратегией и тактикой, навязываемой стране нынешним финансово-экономическим блоком. Так называемая «несистемная» оппозиция, действующая на либеральном фланге, как раз является политической опорой этого блока. А мощной социально-ориентированной оппозиции, предлагающей профессионально проработанный альтернативный курс, направленный на поддержку реальной экономики и защиту социальных прав граждан, нет.
Такой оппозицией могла бы стать «Справедливая Россия», но не смогла. Поэтому и появилась ниша для задуманного нами политического проекта.