За широкими общественными дебатами о судьбе Украины, заполонившими все информационное пространство, становятся незаметными значительные события внутрироссийской действительности. Так, остается без внимания борьба Шереметьевского профсоюза летного состава — профсоюза пилотов крупнейшей авиакомпании страны «Аэрофлота» — за подписание коллективного договора, хотя от этого напрямую зависит безопасность гражданских перевозок.
Уже почти полгода длится арест активистов этого профсоюза, добившихся выплаты пилотам миллиардной задолженность по зарплате. А 11 марта совершенно бесшумно прошел первое чтение в Госдуме законопроект, позволяющий принимать на работу в отечественные авиакомпании иностранных пилотов. ШПЛС, к слову, наиболее активно выступал против данного решения, поскольку оно, по мнению профсоюза, снимает с авиакомпаний ответственность за подготовку собственных кадров.
К судьбе пилотов оказались неравнодушны профсоюзные организации. К борьбе пилотов активно подключилась Конфедерация труда России (КТР), инициировав кампанию в их поддержку. Как продвигается борьба ШПЛС за подписание колдоговора и прекращение уголовного преследования профсоюзных активистов, Рабкору рассказал сотрудничающий с КТР профсоюзный активист Валентин Урусов, который не понаслышке знает, как можно поплатиться свободой за защиту своих трудовых прав.
Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве КТР и ШПЛС? Каким образом КТР поддерживает пилотов?
Шереметьевский профсоюз летного состава не входит в структуру Конфедерации труда России. Несмотря на это, сразу же после ареста лидеров ШПЛС было сделано заявление Исполкома КТР. КТР и ШПЛС инициировали общероссийскую кампанию в поддержку арестованных профлидеров, против давления на профсоюз и за немедленное заключение коллективного договора.
Какие кампании в поддержку ШПЛС были проведены и кто принимал в них участие? Как Вы оцениваете их успех?
В январе 2014 года Конфедерация труда России, Шереметьевский профсоюз лётного состава и Центр защиты профсоюзных прав при поддержке профсоюзного портала LabourStar начали международную кампанию. И менее чем за две недели с момента запуска кампании более 11 тысяч человек со всего мира направили свои обращения менеджменту «Аэрофлота». В поддержку ШПЛС был проведен так же ряд акций. Две из них — в Киеве активистами Свободного профсоюза железнодорожников Украины, профсоюза «Солидарность» и Объединения «Боротьба». В Москве ШПЛС и КТР провели несколько пикетов в ноябре прошлого года, а потом в январе и феврале этого года, в том числе напротив офисов и касс «Аэрофлота».
Также при активном участии «Левой партии» и других левых активистов, без которых мы бы не справились, были проведены три креативные акции. Первая прошла в аэроэкспрессах. Три человека в костюмах ангелов–хранителей раздавали пассажирам листовки с обращением ШПЛС. Вторая состоялась напротив головного офиса «Аэрофлота» на Старом Арбате, где человек в костюме смерти благодарил руководство «Аэрофлота» за сверхэксплуатацию пилотов и начал исполнять ремейк знаменитой песни OneWayTicket про усталых пилотов и «барыши» авиакомпании. Третья акция прошла напротив другого офиса «Аэрофлота» на Фрунзенской набережной. Там живой медведь в фуражке пилота и с двумя баннерами, спереди и сзади на которых было написано «Свободу Шляпникову, Пимошенко и Кнышову» и «Нет спячке за штурвалом», прошелся мимо офиса, а дрессировщик символизировал руководство «Аэрофлота», показывая сверхэксплуатацию пилотов.
Суть акций в том, чтобы довести до максимального количества граждан проблему, из-за которой возник конфликт между руководством «Аэрофлота» и ШПЛС.
Те, кто пользуется или будет пользоваться услугами этой авиакомпании, должны осознать, что их эти вопросы касаются напрямую. Тревожные звонки уже были. В 2010 году переутомлённые лётчики, держа курс из Новосибирска в Шереметьево, просто заснули во время полёта — и 40 минут самолёт летел на автопилоте! Второй случай произошёл уже в 2013 году, когда у командира экипажа за полтора часа до вылета остановилось сердце. Судя по реакции «Аэрофлота» и его пиарщиков, мы постепенно добиваемся того, что информация о ситуации в «Аэрофлоте», о давлении на профсоюз, становится достоянием все более широкой общественности.
В чем заключается международная поддержка? Какие организации выражают солидарность и готовы активно присоединиться к кампании в защиту пилотов?
Пока мы ещё тормозим начало международной кампании по причине прохождения Паралимпийских игр в Сочи, чтобы не накладывать тень на спортивный праздник. Эту позицию, с которой я полностью согласен, в своем недавнем заявлении озвучил Шереметьевский профсоюз летного состава. И единственная международная кампания пока проходит только на профсоюзном портале LabourStar.
На международном уровне о поддержке требований ШПЛС неоднократно заявляли представители профсоюзов авиакомпаний, входящих, как и «Аэрофлот», в альянс авиаперевозчиков SryTeam. В поддержку ШПЛС и его арестованных лидеров высказались крупнейшие национальные профцентры — Конфедерация труда России и Федерация независимых профсоюзов России, крупнейший отраслевой союз пилотов — Профсоюз лётного состава России, Международная федерация транспортных рабочих (ITF) и Конгресс профсоюзов Великобритании (TUC). Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов (ITUC) Шарон Барроу направила президенту России Владимиру Путину письмо, в котором просит вмешаться в сложившуюся ситуацию.
Есть ли реакция со стороны руководства «Аэрофлота» и властей на международный резонанс?
По правде говоря, реакция со стороны руководства есть, но только косвенная и негативная — это попытки заказных статей против ШПЛС и подключение ТВ к этой кампании дискредитации профсоюза. Но я надеюсь, что руководство «Аэрофлота» проявит благоразумие и сядет за стол переговоров. И мы будем добиваться этого при поддержке международного сообщества.
Какова сейчас ситуация с подписанием коллективного договора на «Аэрофлоте»? Каким видят его пилоты?
Ситуация с коллективным договором на сегодняшний день, к сожалению, остаётся пока без изменений. В «Аэрофлоте» общий коллективный договор заключён с карманным профсоюзом авиаработников (ОПАР), признанным администрацией в качестве стороны социального партнёрства. Действующий договор был подписан в 2005 году, а в 2008 и 2011 гг. продлевался. Он действует до декабря 2014 года. Этот колдоговор абсолютно пустой, т.к. содержит только отсылочные нормы к приказам, которые администрация меняет в одностороннем порядке.
ШПЛС более восьми лет добивается заключения отдельного колдоговора между администрацией и лётным составом. Почему отдельный? Потому что лётная работа имеет много особенностей.
У пилотов особый режим труда и отдыха, другая система начисления заработной платы, отпуска, медицина, страхование и даже форма одежды. ШПЛС стремится, чтобы был документ прямого действия между представителями пилотов и администрацией, оговаривающий все стороны лётной работы. Юридических препятствий никаких нет. Нужна только добрая воля, но работодатель не готов к такой форме социального партнёрства. Отсутствие отдельного колдоговора — основная причина имеющихся в авиакомпании нарушений норм труда и отдыха лётного состава, а это прямая угроза безопасности полетов!
Справка: Шереметьевский профсоюз летного состава образован 30 января 1992 года с целью защиты социальных и трудовых прав пилотов, бортинженеров и штурманов ОАО «Аэрофлот», а также пенсионеров из их числа. Профсоюз объединяет более 850 человек лётного состава авиакомпании, а также более тысячи пенсионеров, тогда как в «официальном» профсоюзе ОАО «Аэрофлот» (в первичной ячейке профсоюза авиаработников) состоит менее 60 человек из числа лётного состава. ШПЛС является крупнейшим профсоюзом лётного состава среди всех авиакомпаний России. Профсоюз неоднократно добивался восстановления незаконно уволенных работников, а в прошлом году ШПЛС заставил руководство «Аэрофлота» раскошелиться на выплату миллиардного долга пилотам по зарплате. После этого трое активистов профсоюза были уличены якобы в получении взятки и арестованы. Однако всё говорит о заказном характере этого дела.