23-го ноября на открытии первого Минского триеннале «БелЭкспо-Арт-2012» группа «Новое движение» провела акцию. Участники зачитали текст, составленный из высказываний Александра Лукашенко, хотя «Новое движение» вовсе не поддерживает белорусского «батьку». О том, чего хотят художники, и в чём заключается суть проведенной ими «параллельной программы» триеннале (в рамках которой и прошла акция), рассказывают Тимур Хомич и Юлий Ильющенко.
Хомич: Дело не в самой акции. Наша цель — формировать новые независимые площадки, сообщества творческих людей, способных постепенно развиваться, в том числе и благодаря взаимовлияниям. Нужны площадки, независимые от грантов, денег, официальных структур, фондов. Мы открыты для новых людей… В подобных локальных сообществах, в формировании независимых «множеств» (по А. Негри), я вижу выход из сложившейся у нас, да и в мире в целом, патологической художественной системы. В рамках нашей «параллельной программы» была представлена лекция Редаса Диржиса, бывшего художника из Литвы, знакомого с мировым биеннальным движением. По его мнению, встраиваясь в существующую систему, художник теряет самостоятельность, становиться дельцом от искусства, марионеткой этой системы, превращающей и человека, и его талант в товар.
Мы формировали альтернативную программу, прежде всего, как некий образовательный проект, из которого сможет развиться независимое сообщество. Были лекции наших отечественных художников (Михаил Гулин рассказал о себе, своем творчестве, идеях на будущее), наиболее нами уважаемых русских художников и акционистов, живущих сейчас за рубежом — А. Тер-Оганьяне, О. Мавромати. Поэтесса Катя Самигулина прочитала лекцию о такой своеобразной художественной практике, на грани литературы и визуальных искусств, как асемическое письмо; Павел Митенко, акционист и исследователь акционистского искусства из Москвы, человек, участвовавший в Оккупай, рассказал о политическом искусстве и роли коллектива в формировании независимых художественных и политических площадок.
Ильющенко: Понимаете, само по себе объявление альтернативной программы — это уже вызов. Мы приглашали тех людей, которые солидарны с нашими идеями. Мы противопоставили старью и буржазности самоорганизацию, дискуссии на важные остросоциальные темы, нашу камерную выставку. Самое важное — это то, что мы смогли самоорганизоваться, создать Новое Движение, которое ищет новых людей для дальнейшей коллективной работы, совместного творчества, для проведения новых акций.
Хомич: Мы планируем дальше устраивать подобные проекты, приглашать людей, формировать некую среду, из которой, возможно, выйдут интересные экспериментаторы, безумцы, яркие личности, которым удастся всколыхнуть наше застоявшееся культурное болото.
Нас просто рассмешило то, что представлять белорусское искусство вызвалось Министерство культуры в сотрудничестве с функционером от искусства Ольшевским.
Ильющенко: Выставка под руководством Ольшевского — не первый пример авторитарности в искусстве, официозного безумия и самолюбования. Мы составили критический по отношению ко всему этому действу манифест и опубликовали его в разных местах в интернете. Было несколько различных вариантов, тот, который представлен в СМИ, есть действительно коллективный продукт нашего сообщества. Сама идея манифеста родилась в соавторстве с арт-журналистом Александром Колесниковым и художником Мариной Напрушкиной, а завершающие штрихи принадлежат Павлу Митенко…
Решение бойкотировать триеннале, было для нас очевидным.
Хомич: Не обязательно было идти туда, чтобы понять, какое искусство там будет представлено. Но мы сходили: это не выставка, это шапито-шоу, луна-парк какой-то. Все выхолощенное, выпудренное, гламурное…
Ильющенко: На выставке ни одной социально-критической работы, ни одного намека на политику, на критику авторитарной власти.
Хомич: Предварительно мы составили другой манифест — коллаж из высказываний А. Лукашенко. На выставке мы видим китч, гламур, самую что ни на есть выхолощенную салонную буржуазность. Скажем, работы Р. Вашкевича — какие-то декоративные черепа на черном фоне, орнаменты из костей. А вот речи Лукашенко, которыми мы вооружились: «Важно, чтобы искусство побуждало к добру и созиданию, утверждало моральные ценности, ярко, правдиво рассказывало о современниках. Нужно не только сохранить, но и приумножить духовные богатства народа!» У них, видимо, под духовными богатствами понимаются черепа, кости и размалеванные гейши. Мы этот абсурд обнажили. Получилось создать своеобразный двойственный смысловой эффект.
Ильющенко: По сути, мы выступаем против авторитарных институций вообще, против буржуазного искусства и пародии на него. Я, например, точно так же отношусь и к Венецианской биеннале, и к столь же пафосной Берлинской. Я не вижу смысла вообще кого-либо где-либо выставлять. Но это моя личная позиция. Если же задаться вопросом: какая выставка нужна Белоруссии — очевидно, что это должна быть свободная площадка. Это должно быть новое художественное сообщество. Белорусскому искусству сегодня необходима реанимация, и начинать нужно не с выставки, а с реформы образования в искусстве. И для реформы нужна другая власть, которая не просто эксплуатирует левую риторику, а отвечает за свои слова. Сегодня новые художники, должны покидать как государственные, так и частные институции, самоорганизовываться и творить новое искусство.
Хомич: Надеюсь, постепенно наше сообщество будет расширяться.