На праймериз в штате Орегон сенатор-демократ Берни Сандерс обошел свою соперницу бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, получив 53% голосов однопартийцев.
В американском штате Кентукки победителя у демократов определили доли процента: конкуренты сенатор Берни Сандерс и экс-госсекретарь Хиллари Клинтон шли практически вровень, набирая по 46-47% голосов, передает CNN. В итоге Клинтон набрала на 0,4% голосов больше — разница составила менее 2000 бюллетеней.
По мере поступления данных с разных участков, вперед вырывался то один, то другой кандидат, и такая ситуация сохранялась после подсчета более половины голосов.
Всего у Клинтон, вместе с суперделегатами, 2293 голоса на предстоящем партийном съезде, где будет решаться вопрос о кандидате в президенты. У Сандерса — 1519 голосов. Для гарантированного выдвижения необходимо заручиться поддержкой 2383 делегатов.
Напомним, что выборы президента США пройдут 8 ноября. В июле демократы и республиканцы проведут Национальные конвенты, на которых выберут партийных кандидатов.
Итоги демократических праймериз в Орегоне и Кентукки прокомментировал директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий:
— Результаты выборов в Орегоне и Кентукки оказались более или менее предсказуемыми. В Кентукки кандидаты шли голова в голову. И хотя по опросам Сандерс лидировал с отрывом примерно полтора процента, в итоговом подсчете победителем стала Клинтон с совершенно ничтожным отрывом. Как всегда зафиксировано большое количество нарушений и фальсификаций (на вечер вторника они были выявлены в 31 округе), что легко объясняет подобный сдвиг. В Орегоне тоже отмечено большое число нарушений в пользу Хиллари, но этого оказалось недостаточно, чтобы переломить общую тенденцию. Опросы показывали лидерство Сандерса с большим отрывом (65% против 35%), тогда как итоговый разрыв оказался гораздо меньшим.
На данный момент, впрочем, уже невозможно надеяться, что даже победы Сандерса на праймериз помогут ему набрать достаточное число делегатов. При сложившемся в партии положении дел, даже если бы Сандерс выиграл большинство делегатов, руководство протаскивало бы Хиллари всё равно, игнорируя итоги голосования. Для этого есть неизбираемые суперделегаты, большинство из которых находятся у Хиллари на содержании в самом буквальном смысле слова.
Значение нынешних побед Берни в другом – они готовят возможный раскол Демократической партии и выступление Сандерса в качестве независимого кандидата или лидера новой партии. При этом важно, чтобы за сенатора из Вермонта выступило большинство в крупнейших организациях демократов. На данный момент он выигрывает именно в тех штатах, где демократы сильнее, а Хиллари выигрывает консервативные штаты, которые на президентских выборах всё равно уйдут к республиканцам. Иными словами, речь идет сейчас уже не о борьбе за номинацию, а о формуле раскола партии: кто поведет за собой большинство реальных организаций? Со своей стороны, команда Берни сейчас не столько борется с разного рода несправедливостями и фальсификациями, сколько старательно их коллекционирует, протоколирует и доказывает, чтобы всё это предъявить на съезде в Филадельфии как оправдание раскола.
Съезду предстоит превратиться в настоящую битву, причем не только в зале заседаний (как в Неваде, где руководство вызвало полицию, чтобы не пустить на трибуну сторонников Берни), но и на улицах. Противники Хиллари планируют собрать в Филадельфии во время съезда не менее миллиона человек, причем некоторые энтузиасты предсказывают, что эта цифра будет перекрыта. Люди уже берут отпуска, покупают билеты, формируют команды.
Наконец, многие ждут итогов расследования ФБР, которое может привести к фактической дисквалификации Хиллари. Но ФБР явно тянет, чтобы объявить своё решение уже после съезда. Возможно, для того, чтобы оставить демократов вообще без кандидата.
Успехи Берни на финальном этапе гонки немалую роль играют и в реконфигурации его собственного лагеря: радикальная молодежь укрепляет свои позиции, усиливая давление на колеблющегося лидера. Хотя очень может быть, что колебания Берни – скорее тактические. Он ждет нужного момента, чтобы объявить о своей дальнейшей стратегии. Скорее всего это случится либо после выборов в Калифорнии, либо прямо на съезде в Филадельфии.
В любом случае надо помнить, что Берни умеет очень хорошо строить тактические расчеты. За 40 лет своей политической карьеры он ни разу не проигрывал.