Пакистанец по происхождению, лейборист Садик Хан избран мэром Лондона. Он набрал 43% голосов, в то время как его главный конкурент, аристократ и мультимиллионер Зак Голдсмит — 37%. Хан набрал больше голосов, чем Голдсмит, и в качестве «запасного кандидата», что обеспечило абсолютную победу. Полномочия действующего мэра Бориса Джонсона истекают в мае.
Выборы мэра прошли в Лондоне в четверг. В голосовании приняли участие жители 32 районов города, лондонского Сити, а также живущие в столице граждане стран Британского Содружества. Голосовавшим нужно было отдать два голоса за кандидатов из общего списка претендентов: первый — за «основного» кандидата, кто для них более предпочтителен, и второй — за того, кого они бы выбрали, если бы не было первого.
Если кто-либо из кандидатов набирает простое большинство голосов (50% плюс один голос), то он считается избранным. Если этого не происходит, то из общего списка остаются два претендента, набравшие большее число голосов, и к сумме каждого из них прибавляются голоса, отданные за них как за кандидата «второго выбора». Таким образом, без проведения отдельного второго тура выявляется победитель.
Садик Хан — один из восьми детей пакистанских эмигрантов. Он вырос в бедном районе на юге Лондона в семье водителя автобуса, в маленькой социальной квартире, в которой жили 10 человек. После школы и в каникулы работал на стройке. Позже ему удалось получить пост министра транспорта.
В 2013 и 2015 годах Хан был назван “политиком года” среди мусульман Британии. Основными пунктами его программы являются развитие жилищного строительства, социальной сферы, ограничение роста цен на услуги общественного транспорта, а также отказ от расширения аэропорта Хитроу.
Результаты выборов в Лондоне прокомментировал директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий:
— Оценивая итоги выборов в Лондоне, российская пресса, естественно, основное внимание уделяет тому, что мэром британской столицы впервые стал мусульманин. Это, конечно, имеет определенное символическое значение — победивший на выборах лейборист Садик Хан является пакистанцем. Но в том-то и дело, что религия не играла никакой роли ни в его карьере, ни в предвыборной борьбе, Садик Хан вполне обычный лондонский юрист, ничем не отличающийся от своих коллег иного происхождения. К тому же свою карьеру он сделал как аппаратчик Лейбористской партии, долгое время являлся “кнутом” (техническим координатором) партийной фракции в парламенте.
Более важно то, что столицу Англии вернули себе лейбористы. Это значит, что партия Джереми Корбина в очередной раз показала свою способность при новом руководстве выигрывать выборы, а это уже очень серьезная заявка на общенациональную победу (считается, что смена власти в Лондоне является преддверием смены власти в стране). В плане внутрипартийных раскладов Садик Хан не относится ни к числу сторонников Корбина, ни к числу его активных противников, он центрист, старающийся идти за большинством. В целом для Корбина это удачный итог, укрепляющий его позиции.
Дело несколько подпортили выборы в Шотландии, где лейбористы потеряли часть голосов в национальной ассамблее, но в целом прошли лучше, чем на прошлых общебританских парламентских выборах. Что особенно важно, шотландские националисты тоже утратили свои позиции, потеряв большинство в ассамблее. Это подтверждает тезис о том, что вместе с дорогой нефтью приходит и конец шотландскому национализму.
Успеха в Шотландии добились консерваторы, которые там считались совершенными маргиналами. В основном это объясняется тем, что националисты слишком явно поддерживают политику Евросоюза, которую критикуют многие тори. Вторая причина успеха тори состоит в том, что они куда более последовательно выступают против шотландской независимости. А всё больше людей в Шотландии сознает, к каким катастрофическим последствиям может привести развал единого государства. Лейбористов подвела политкорректность и непоследовательность, не дававшая возможности резко и однозначно высказаться по обоим вопросам. В результате именно к тори отходит часть голосов протеста.