Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 5 мая приостановил земельную реформу, которая вывела на улицы сотни несогласных. При этом глава государства пообещал жесткий отпор повторению “украинского” сценария, сообщает Reuters.
Стихийные выступления прошли в последние две недели в ряде крупных городов и были сравнительно немногочисленными, хотя для Казахстана и такие выступления являются редкостью.
Манифестанты высказывали подозрения, что земельная реформа выльется в скупку территорий предпринимателями из соседнего Китая. Последний в минувшие годы резко усилил влияние в Центральной Азии, выдавая правительствам масштабные дешевые кредиты и вкладывая десятки миллиардов долларов в инфраструктуру и добычу сырья.
Непосредственным поводом для выступлений стало заявление министра национальной экономики Ерболат Досаев 30 марта о том, что с 1 июля текущего года 1,7 миллионов гектаров земли сельхозназначения выставят на торги через аукционы. Несанкционированные протесты в Казахстане против новых поправок Земельного кодекса начались 24 апреля 2016 года в городе Атырау, когда на улицы вышли, по разным оценкам, от 700 до 4000 человек, а через три дня митинги состоялись в городах Актобе и Семей.
Теперь активисты планируют на субботу очередную акцию протеста в крупнейшем городе страны и ее финансовом центре Алма-Ате. Они не удовлетворены заверениями президента страны, чье население затягивает пояса из-за падения доходов вслед за нефтью.
Ранее в четверг Назарбаев, для которого “земельные” стихийные выступления стали сильнейшим вызовом с 2011 года, когда в столкновениях с полицией погибли 16 протестовавших в Жанаозене нефтяников, заявил, что откликается на доводы несогласных. “Казахстанцы не хотят украинских событий в Казахстане, я это знаю”, – сказал Назарбаев, чье выступление на совещании с правительством поздно вечером показало государственное телевидение.
Он также подчеркнул, что украинская экономика после революции сократилась до половины объема казахстанской, и увязал это с насилием и турбулентностью из-за стихийной смены власти. “Пусть все слышат: мы примем самые жестокие меры, чтобы знали. И не говорили, что я не предупреждал”, — сказал Назарбаев.