21 января прошла пресс-конференция, посвящённая требованию российских профсоюзов ввести обязательную индексацию заработной платы. В мероприятии приняли участие деятели рабочего и профсоюзного движения, ученые. Пресс-конференция была приурочена к рассмотрению Государственной Думой соответствующего законопроекта.
В настоящее время статья 134 Трудового кодекса Российской Федерации формально обязывает работодателя индексировать зарплату своим работникам. Однако четкий порядок индексации до сих пор не определен. Законопроект, инициированный профсоюзами и поддержанный партией РОТ ФРОНТ, предусматривает обязательную индексацию зарплат в привязке к уровню инфляции и потребительских цен.
“Нас часто упрекают, что в стране тяжелое положение, а мы на этом фоне требуем увеличения окладов. Это не так”, — заявил член Политсовета партии “Российский объединённый Трудовой Фронт” Илья Ферберов.
“В данном законопроекте не ставится даже вопрос о повышении заработной платы. Речь идет лишь о сохранении реальной заработной платы, сохранении ее покупательной способности. И то со значительным запозданием — ведь объявляется инфляция на конец года, и за всё это время зарплаты фактически уменьшаются. Мы предлагаем это уменьшение по крайней мере компенсировать”, — подчеркнул он.
Ферберов отметил, что правительство и правящая партия заранее определила свою позицию по данному законопроекту: не пропускать. Комитет Госдумы по труду и социальной политике дал отрицательный отзыв на законопроект, парламентские политические партии не выразили положительного отношения к законопроекту, в том числе и те, которые позиционируют себя в качестве защитников прав трудящихся.
“Очевидно, что уровень зарплат в нашей стране недостаточен. Если сравнивать соотношение производительности труда и уровня заработной платы в России и в развитых западных странах, то мы увидим, что в нашей стране эта пропорция заметно ниже”, — заявил секретарь исполкома профсоюза “Защита”, руководитель правового департамента в Конфедерации труда России Олег Бабич.
Он подчеркнул, что работодатели с большой неохотой идут на индексацию заработной платы, и если это и происходит, то сопровождается серьезными конфликтами. Трудящимся приходится обращаться в суды, которые хотя и признают, что работодатели обязаны закреплять в своих локальных нормативных актах соответствующие вопросы, однако конкретные параметры индексации практически не регламентируются. Отсюда следует, что зарплата может быть проиндексирована на любую величину, и это удовлетворит требования, прописанные в законе.
Тему уровня правовой защиты интересов трудящихся продолжили в своих выступлениях председатель первичной организации Межрегионального профсоюза железнодорожнико
“Все инициативы, которые проводят независимые профсоюзы метрополитена и железнодорожников, терпят крах. На РЖД никакие переработки, все, что выходит за рамки восьмичасового дня, не оплачиваются. На любые вопросы следует однозначный ответ: если что-то не нравится, пишите заявление на отдел кадров. Никаких претензий никто не слушает. То же самое происходит сейчас и в метрополитене”, — подчеркнул Сморгонский.
По его словам, пренебрежительное отношение начальства к сотрудникам и самому рабочему процессу угрожает безопасности поездов. “Мы уже не может ничего гарантировать как работники железных дорог, метрополитена”, — подчеркнул он. При этом, в то время как в том же метрополитене якобы не хватает денег на индексацию зарплаты, выделяются огромные средства для сомнительных «инновационных проектов».
Григорий Сивачев, в свою очередь, подчеркнул, что «в то время как Трудовой кодекс много что декларирует, реального механизма защиты прав трудящихся не предлагает». Все правила и условия законом установлены таким образом, что подрывают возможность трудовым коллективам отстаивать свою позицию перед работодателем.
“Профорганизации имеют какие-то права, прописанные в ТК, если они представляют большинство трудового коллектива. Но реально для того чтобы заключить коллективный договор, нам нужно иметь поддержку 90% работников предприятия, непосредственно занятых в производственном процессе, поскольку на производстве очень раздут штат менеджеров, в решении наших проблем не заинтересованных”, — заявил Сивачев.
“Если нет профорганизации, коллективного договора, или если он даже есть, но заключен марионеточным ФНПР, то права на индексацию фактически нет. По аналогичным причинам у нас практически нельзя провести законную забастовку”, — добавил он.
“Перспектив законодательного изменения ситуации нет. Тактика наших властей одна — экономить на рабочих, пытаться за их счет решить проблемы в стране и максимально замалчивать при этом возникающие протесты. По стране идет волна забастовок, которые почти никак не освещаются в СМИ, и которые почти не приносят каких-либо результатов. Фактически же все протесты гасятся самым жестким образом”, — отметил Сивачев.
Раскритиковали экономическую стратегию государства также ведущий научный сотрудник Центрального экономико-матема
“По официальным данным реальный располагаемый доходы населения упал на 3,5%. Но эта цифра скрывает действительно ухудшение положения трудящихся. Если взять данные по реальной заработной плате, то, по разным оценкам, ее падение примерно составит за минувший год 8-10%. Но и это оценка неточная, ибо она опирается на официальное измерение инфляции (13%)”, — заявил Руслан Дзарасов.
В показателе смешаны товары повседневного спроса и товары роскоши, динамика цен на эти две группы заметно различается. Однако если рассчитать так называемую “социальную инфляцию”, которая рассчитывается исходя из роста цен на товары, которую покупает большая часть населения, то она составит до 35-40%. При этом пенсии, как подчеркнул экономист, были проиндексированы лишь на 4%.
“В 2014 году чистый частный вывоз капитала из России составил, по официальным данным, 156 млрд долларов, в 2015 — оценки варьируются вокруг 90-100 млрд. Этих средств и средств, содержащихся в резервных фондах, вполне хватило бы и для увеличения инвестиций в реальный сектор, и для поддержания социальных статей бюджета. На этом фоне в бюджете на 2016 год расходы по социальным статьям сокращаются”, — отметил Дзарасов.
Экономист добавил, что обсуждаемый законопроект об индексации заработной платы гораздо более разумен в качестве антикризисной меры, чем предпринимаемые правительством усилия, потому что «со времен Кейнса известно, что емкость внутреннего рынка определяется, прежде всего, спросом со стороны наемных работников, и зависит от зарплаты в реальном выражении».
Данную точку зрения поддержал и Борис Кагарлицкий, подчеркнув, что даже с чисто экономической точки зрения — абстрагируясь от вопросов социальной справедливости — вся ныне проводимая экономическая политика в корне неправильна. В сложившейся ситуации нужно не только добиваться индексации зарплаты, но ее реального роста, перераспределения ресурсов в масштабах экономики. Это вопрос не просто социальной справедливости, а экономической целесообразности.
“Правительство ведет абсолютно демагогическую кампанию по положению дел страны. Главная причина существующего положения — они сами и их собственные действия”, — подчеркнул Кагарлицкий. — “Замораживание зарплат и пенсий происходит на фоне инфляции и спада производства. Таким образом правительство подрывает механизм воспроизводства российской экономики”.
“Согласно логике нашего правительства, увеличение заработных плат приводит к росту инфляции. Автоматически это, однако, вовсе не происходит. Среди факторов инфляции рост заработной платы только лишь один из многих, причем отнюдь не главный в современной экономике”, — отметил директор ИГСО. То, что данными мерами инфляцию так и не удалось подавить, хорошо демонстрирует ошибочность и бесперспективность выбранного правительством курса экономического политики.
Напоследок Кагарлицкий подчеркнул, что вопрос поддержания и увеличения уровня заработных плат также напрямую связан с положением в отечественном производстве. Рост заработных плат даст импульс власти проводить меры по стимулированию отечественной промышленности, в том числе вводить меры протекционизма. “Сейчас такого стимула просто нет. Это борьба не просто за заработную плату. Это борьба за новую систему приоритетов и возобновление развития страны”, — заключил Борис Кагарлицкий.
Подытоживая предыдущие выступления, председатель ЦК профсоюза трудящихся мигрантов Ринат Каримов отметил, что даже несмотря на слабые перспективы законопроекта об индексации зарплат, сам факт его рассмотрения играет важнейшую роль в качестве элемента разворачивающейся информационной кампании о соблюдении трудовых прав.
“По крайней мере, этот лозунг имеет смысл для того, чтобы мы могли публично заявить: вы не можете проиндексировать заработную плату, в то время как можете разворовывать бюджетные средства. Обратить внимание простых людей, что деньги, которые могли бы пойти на поддержание их уровня жизни и развитие экономики, сознательно выводятся через коррупционные схемы на иностранные счета.”
Все выступающие согласились с тем, что в текущих условиях индексация заработной платы является не просто мерой по поддержанию уровня жизни трудящихся нашей страны, но и одним из условий для восстановления отечественной экономики и, как следствие, вероятно даже сохранения России как государства.
Напомним, что Государственная Дума РФ рассматривает законопроект об обязательной индексации зарплат 22 января. РОТ ФРОНТ намерен прорвать информационную блокаду вокруг законопроекта об индексации зарплат. Представители Московского городского отделения партии подали в мэрию уведомление о проведении публичного мероприятия на площади Революции. Также, по словам одного из активистов РОТ ФРОНТа, планируется проведение одиночных пикетов у самой Госдумы, в том числе с раздачей листовок прибывающим депутатам. Публичные мероприятия планируются в Санкт-Петербурге и других городах страны.