В понедельник у здания администрации президента России в Москве состоялась акция протеста дальнобойщиков. Она проходила в формате встречи с депутатами КПРФ. На мероприятие собралось около 70 водителей фур. Водители выступили против системы “Платон”, а также выразили недовольство высказыванием премьер-министра России Дмитрия Медведева, который в интервью российским телеканалам заявил, что в акциях протеста дальнобойщиков участвуют серые перевозчики.
“Медведев цинично солгал. Или он не понимает этих вещей, или не хочет понимать, но это неправда, что мы не платим налоги”, – заявил один из участников акции.
Руководитель московского подразделения профсоюза «Дальнобойщик» Кирилл Порошин уточнил в разговоре с Business FM, что провести акцию решили «в виде полуодиночных пикетов — люди ходят друг вокруг друга». «Я даже знаю, что телефоны люди выключили, потому что сейчас, в последнее время особенно, перевозчиков стараются выставить в самом нелицеприятном свете», — добавил он.
Депутат Госдумы Валерий Рашкин во время акции заявил, что в администрацию передадут обращение водителей-дальнобойщиков об отмене системы «Платон», а также рекомендации Совета при президенте России по развитию гражданского общества.
Накануне водители устроили акцию у офиса системы «Платон» в Москве. Они возложили у здания траурные венки с надписью «От дальнобойщиков Платону». Еще днем ранее водители выступили с видеообращением к президенту, попросив у главы государства проведения референдума по системе “Платон” и заверив, что подчинятся результатам общенародного голосования, какими бы они не оказались.
В обращении, выпущенном в день Конституции, говорилось: “Мы перечитали текст Конституции, и третья статья гласит, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Однако по факту это не так”.
По словам протестующих, социологические опросы показывают, что более 70 процентов граждан страны поддерживают их борьбу. При этом требования по отмене сбора платежей за проезд большегрузов по федеральным трассам так и не удовлетворены, хотя забастовка продолжается уже больше месяца. “Значит, плата за федеральные дороги важнее, чем люди страны”, – констатировали дальнобойщики.
Между тем 12 декабря Исполнительный комитет Конфедерации труда России принял заявление о протесте водителей большегрузного транспорта. В обширном документе отражено отношение крупнейшего российского центра независимых профсоюзов к протесту дальнобойщиков, дан анализ его причин с точки зрения организованного рабочего движения, предложена стратегия разрешения ситуации, к реализации которой актив КТР приступает незамедлительно.
«КТР считает, что охватившие Россию протесты водителей большегрузных автомобилей, «дальнобойщиков», против введения системы взимания платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков массой свыше 12-тонн нельзя расценивать исключительно как недовольство предпринимателей, которые не хотят отдавать свою прибыль в счет нового налога. Фактически это — трудовой протест, вскрывающий также огромное число других проблем людей, занятых в этой нелегкой, но распространенной профессии», — говорится в документе.
«Выступление дальнобойщиков отвечает общим интересам трудящихся России, поскольку представляет собой масштабную практику солидарной борьбы, создает опыт солидарности и взаимовыручки, снимает иллюзии в отношении реального содержания социально-экономической политики государства. Широкий размах движения и последовательность его участников уже вынудили органы власти на серьезные уступки, что становится примером к действию для работников иных отраслей экономики страны, также оплачивающих обогащение олигархов и чиновников ценой собственной бедности», — подчеркивается в заявлении.
Конфедерация труда России обещает оказать водителям большегрузных автомобилей всю возможную методическую, организационную, ресурсную и солидарную поддержку в создании ими собственной организации, в реализации их требований и корневых интересов, а такж призывает водителей большегрузного транспорта, независимо от формы занятости, к объединению в реальные профсоюзы и взаимодействию:
«Главный вопрос возникает в перспективах движения. Сегодня мы наблюдаем множество желающих использовать протесты против «Платона», чтобы набить себе политический капитал. Одни «греют руки» на том, что формально поддерживают водителей, другие — на том, что очерняют их. Конфедерация труда России видит единственный выход для рабочих в этой ситуации — как и всегда — в самоорганизации и коллективных действиях».
Напомним, плату за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 т по федеральным трассам с помощью специальной системы «Платон» ввели с 15 ноября 2015 года. Введение сбора спровоцировало протесты дальнобойщиков во многих регионах: протестующие разбили два лагеря в Московской области — в Химках и на Каширском шоссе.
9 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что при запуске системы «Платон» были допущены ошибки, но заявил, что они уже исправлены. По его мнению, в целом идея создания «Платона» «правильная».