Партия СИРИЗА, возглавляемая бывшим премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом, согласно предварительным данным, одерживает победу на внеочередных парламентских выборах. По итогам подсчета более 40 процентов голосов СИРИЗА набрала 35,46%. За оппозиционную партию “Новая демократия” проголосовало 28,07%.
Ультраправая партия “Золотая заря” выходит на третье место с 7% голосов. В парламент Греции также проходят левоцентристская партия ПАСОК (6,4%), Компартия Греции (5,5%), проевропейская партия “Потами” (3,9%), а также партия “Независимые греки” (3,7%).
Если данные цифры значительно не изменятся, это будет означать, что партия экс-премьера Греции Алекиса Ципраса практически повторила собственный результат на предыдущих досрочных выборах, состоявшихся 25 января. Тогда СИРИЗА набрала 36,3% голосов. Теперь СИРИЗА сможет рассчитывать примерно на 144 места из 300 в парламенте, а оппозиции достанется лишь 75 мест.
Глава партии «Новая демократия» Вангелис Меймаракис уже признал поражение на досрочных парламентских выборах в Греции. Об этом политик заявил во время выступления в эфире греческого телеканала ЭРТ. Лидер СИРИЗЫ Алексис Ципрас уже пообещал сформировать правительство в течение трех дней, — сообщает Reuters.
Ни одна из партий не набирает абсолютного большинства, так что сразу после выборов им придется начать переговоры о формировании коалиции. Глава “Новой демократии” Вангелис Меймаракис ранее открыто заявлял о такой возможности и выражал готовность отказаться от поста премьер-министра, если это будет способствовать более эффективной работе правительства.
Ранее Алексис Ципрас выражал мнение, что коалиция с консерваторами была бы “неестественной”. Однако после появления официальных предварительных результатов выборов Ципрас начал переговоры с лидером партии “Независимые греки” Паносом Камменосом. “Ципрас и Камменос подтвердили сотрудничество в правительстве. СИРИЗА и АНЭЛ намерены сотрудничать без других партнеров в коалиции. При этом похоже, что создание трехпартийного правительства и не потребуется”, — говорится в сообщении информационной службы СИРИЗА.
Выборы проходили с семи утра до семи вечера. По мнению наблюдателей, явка была ниже обычной и не превысила 60%. Выборы в парламент прошли по “усиленной пропорциональной системе”: партии, преодолевшие трехпроцентный барьер, делят между собой 250 мест, а партия, набравшая наибольшее число голосов, получает в качестве бонуса 50 мест.
В этом году греки три раза посетили избирательные участки: 25 января были досрочные парламентские выборы, 5 июля проводился референдум об отношении к ультиматуму кредиторов, а 20 сентября вновь прошли внеочередные выборы.
Парламент был распущен после раскола в правящей партии СИРИЗА из-за решения ее лидера бывшего премьер-министра Алексиса Ципраса подписать новый меморандум с кредиторами и обязательства продолжать политику жесткой экономии, идущую вразрез с программой и предвыборными обещаниями партии. Правящая коалиция потеряла большинство, и Ципрас вынужден был пойти на новые выборы. У власти СИРИЗА продержалась семь месяцев.
— Накануне один бизнесмен, тесно связанный с руководством “Новой демократии”, заявил мне, что он очень надеется на победу Ципраса, что Ципрас будет проводить в жизнь реформы, под которыми он подписался. Это, в конечном счете, будет единственный способ, чтобы унизить его, чтобы избавиться от него, — говорит греческий журналист, координатор Дельфийской Инициативы Димитрис Константакопулос, — Про себя я тогда также добавил, что это не только единственный способ уничтожить Ципраса, но и также греческую — если не европейскую — Левую.
Победа Ципраса была вполне предсказуема и ожидаема. Он смог сместить акценты с «да или нет» по Меморандуму на вопрос о том, предпочтут ли избиратели прежние партии, которые продолжат уничтожать Грецию, или дадут ему второй шанс.
Конечно, задачу ему значительно облегчило поведение самой оппозиции внутри СИРИЗЫ. В течение длительного времени она не делала ничего, чтобы предотвратить финальную капитуляцию. Первые реакции были чрезвычайно сдержанными, как будто всё происходившее было мелочью, несравнимой с «единством партии». Сектантский же характер новоиспеченного “Народного единства” (особенно по вопросу драхмы) позволил укрепиться в сознании греков утверждению Ципраса об отсутствии альтернативы. Некоторые проголосовали за “Народное единство”, но не потому, что в неё верят, а просто из принципа, защищая собственное достоинство, в знак протеста против фактической потери национального суверенитета.
Многие греки, осознав, что они уже разгромлены по вопросу референдума, все еще думают, что, может быть, Ципрас каким-то образом смягчит последствия Третьего Меморандума, который он подписал. Они ничего не ждут от Новой Демократии, потому они голосуют за Ципраса. Они справедливо напуганы тем, что будет с ними, их семьями и их страной. Они сохраняют некоторую надежду, что Ципрас может защитить их. Это иллюзия, но они уже не могут принять реальное положение вещей, которое не предполагает выхода из ситуации ни на индивидуальном уровне, ни на общенациональном. Когда реальность невозможно изменить, остаётся лишь надежда.