В подмосковном наукограде Королёве в праздничные дни – 7 и 8 марта – бригада рабочих с помощью трех экскаваторов уничтожила объект культурного наследия регионального значения Дом Стройбюро. Находившиеся в нем росписи художника-авангардиста Василия Маслова находятся под завалами и, по всей видимости, безвозвратно утрачены. Пытавшиеся воспрепятствовать акту вандализма общественные активисты были избиты. Несмотря на требование законодательства, на стройплощадке не было даже информационного щита с указанием исполнителя работ.
Снос производился накануне визита в город премьер-министра Дмитрия Медведева для проведения совещания по модернизации и кадровому обеспечению оборонно-промышленного комплекса. Одному из вызванных на место полицейских в администрации города заявили, что рабочих “наняли убрать мусор”, так как 10 марта в Королев собирается приехать премьер-министр Дмитрий Медведев и посетить стадион, расположенный напротив Дома Стройбюро.
Дом Стройбюро был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ (как объект историко-культурного наследия регионального значения) всего за четыре дня до полного уничтожения здания. Ранее между областным Минкультом, властями Королёва и благотворительным фондом «Новый Иордан» было заключено соглашение о поэтапном восстановлении здания, реставрации настенных росписей и организации в помещениях Дома Стройбюро музея истории Болшевской трудовой коммуны.
Градозащитники всеми способами пытались остановить разрушение здания. О происходящем были поставлены в известность все возможные органы охраны правопорядка и власти. Однако уникальный исторический и архитектурный объект был снесен, а вместе с ним погибли настенные росписи известного художника Василия Маслова. Это не могло производиться без санкции городской администрации и ведома главы города Александра Ходырева, сообщила ИА REGNUM зампред городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Ольга Мельникова. Территория памятника огорожена и охраняется. Осенью за забор не пустили даже съёмочную группу телевидения.
Снос Дома Стройбюро начался 7 марта во второй половине дня. На территорию возле здания заехали восемь самосвалов и два экскаватора. Члены Королёвского отделения ВООПИК сразу же забили тревогу. Активисты вызвали полицию, а сами стали убеждать рабочих не предпринимать никаких действий.
«Мы им объяснили, что их подставили и действия по сносу дома могут быть расценены как уголовное преступление. Когда приехала полиция и всех их переписала, они все быстренько разбежались. Но мы решили дежурить на месте, подозревая, что этим дело не закончится. Ночью опять пришли люди в оранжевых жилетах и касках, пригнали технику», — сообщила «Новым Известиям» Ольга Мельникова.
Снаружи ограды было выставлено оцепление из людей в оранжевых касках, которые не пропускали на территорию работ никого, в том числе и полицейских. Правоохранителей многократно вызывали не только градозащитники, но и жители соседних домов – шум от строительной техники мешал им спать. По словам активистов, до полиции с первого раза достучаться не удалось – пришлось звонить в областное отделение, потому что королёвское отказывалось реагировать».
Вскоре полицейские уехали по другому вызову, рекомендовав рабочим найти якобы утерянные документы на снос. Вскоре они вернулись, но в ход работ уже не вмешивались, а лишь следили, чтобы не было потасовок.
Рабочие, разрушавшие Дом Стройбюро, отказались предъявить какие-либо документы и попытались возложить ответственность за снос на фонд «Новый Иордан» — предполагаемого инвестора реставрации памятника. Однако, по словам активистов, руководитель фонда Хрисия Романова категорически опровергла свою причастность к сносу и выслала на место своего адвоката.
Работы продолжались всю ночь и утро. Дом Стройбюро, а точнее то, что осталось после его разрушения осенью 2013 года (фасад, части боковых стен и перекрытий, квартиры первых этажей, в том числе комната, стены которой были расписаны Василием Масловым), было полностью снесено. При этом здание сносили без соблюдения техники безопасности — последний остаток стены внушительных размеров рухнул на тротуар и дорогу за забором, и лишь по счастливой случайности кирпичи не задели ни людей, ни один из проезжавших автомобилей.
В адрес градозащитников, которые пытались помешать сносу, раздавались угрозы. «Один человек в оцеплении был нетрезв и кричал: „Облейте его бензином и подожгите!“ — в адрес помощника депутата. Как только полиция уехала, он кричал: „Я сейчас начну стрелять!“ Звучали нацистские лозунги и нецензурная брань», — рассказал активист ВООПИК Евгений Рыбак. Активист движения “Архнадзор” Никита Иноземцев и журналистка издания “Каспаров.ру” Елена Морозова, пытавшиеся помешать сносу исторического здания, были избиты. Полиция в конфликт по-прежнему вмешиваться отказалась.
Между тем, в своем Facebook руководитель Московского областного отделения Общества охраны памятников Евгений Соседов написал, что подозрения активистов, будто снос дома организовали к приезду Дмитрия Медведева, подтвердились. “Все, кто может – пишите ему в твиттер и на страничку в Фб о совершенном преступлении. Уже сегодня рядом с руинами памятника премьер проведет совещание по модернизации “оборонки”, — сообщил он.
«Это событие – прецедент, потому что уничтожение объекта, даже не просто выявленного, а уже включенного в реестр памятников, – это некая демонстрация, что местные власти никак не подчиняются ни закону, ни правоохранительным органам», – говорит Соседов.
По его словам, никакой очевидной экономической выгоды от сноса Дома Стройбюро нет: предыдущий проект, ради которого в 2013 году было уничтожено 2/3 здания, был отменен. Под восстановление Дома уже был найден инвестор, из бюджета выделялись деньги на консервирование росписи Маслова. «Ни один случай не был настолько демонстративным – чтобы ломать здание под прицелом камер и на глазах общественности», – говорит Евгений Соседов.
Дом Стройбюро был возведен в 1928-30 годах в стиле конструктивизма по проекту известного архитектора Аркадия Лангмана, позже построившего в Москве здание Совета Труда и Обороны (ныне здание Госдумы).
Полтора года назад дом Стройбюро, построенный для членов Болшевской трудовой коммуны, градозащитникам удалось отстоять. Помимо общественных активистов, остановить начавшийся снос тогда потребовали Российская академия архитектуры, Союз архитекторов России, Московский архитектурный институт, Центр авангарда в Еврейском музее и Центр современной культуры “Гараж”. В результате было принято официальное решение: здание должно обрести статус памятника. Предполагалось, что после реставрационных работ и работ по воссозданию той части здания, что успели снести, в доме Стройбюро разместится объект культуры – просветительский центр.