22 апреля тихой сапой президент подписал Указ № 376 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА «ЗАВИДОВО». Вроде, на первый взгляд, ничего особенного не произошло — в Московской области немного изменили границы национального парка (НЦ), не уменьшив при этом его площадь. В северной части Клинского района у парка землю забрали, но «компенсировали» отъем тем, что присоединили к парку земли участковых лесничеств с другой стороны района. И официальное объяснение необходимости изменения границ есть. Да еще какое! Парк спасли от дурного экологического влияния трассы, к которой он прилегал! У трассы высокая степень загазованности, что недопустимо для особо охраняемой зоны.
Вот как раз этот момент требует подробностей, которые раскрывают истинную суть Указа.
Начнем с того, что по Указу у национального парка отнят участок леса, который прилегает к полосе земли, идущей вдоль Ленинградского шоссе. Данная полоса расположена на территории села Спас-Заулок и пос. Решетниково Клинского района. Именно из-за этой земли более десяти лет продолжается конфликт между жителями указанных населенных пунктов и администрацией района. Население и поддержавшие его экологи требуют создания здесь охранной зоны национального парка «Завидово». Однако клинская администрация нацелена на промышленное развитие данной территории.
Предыстория противостояния
Ранее участок земли вдоль НЦ «Завидово», расположенный на территории населенных пунктах Спас-Заулок и Решетниково, относился к категории сельскохозяйственных земель и использовался по назначению местным колхозом. Однако в 1997 году администрация Клинского района обманным путем забрала 150 га земли у с. Спас-Заулок якобы для нужд газификации, и вывела их из категории сельскохозяйственных. Через некоторое время 100 га этой земли глава Клинского района передал областным властям, а большую часть оставшихся у него гектаров отдал транснациональной корпорации «Главербель» (переименован в AGC Flat Glass), которая в 2002 году построила здесь крупнейший в Европе завод по химической обработке стекла.
Важно отметить, что отобранные у Спас-Заулка 150 га являлись общей долевой собственностью 500 жителей окрестных деревень. Ни один из них не давал согласия на отчуждение принадлежащей ему собственности. Начатое в связи с этим следствие подтвердило — 150 га долевых земель были похищены неустановленными лицами Администрации Клинского района. Однако следствие так и не было завершено.
В октябре 2003 года правительство Московской области провело первый в России аукцион по продаже клинской земли, на который были выставлены переданные ему участки села Спас-Заулок. Клинчане устроили у здания, где проходили торги. акцию протеста, выступив против циничного нарушения прав собственников, непрозрачности аукциона, беззакония властей. Два выставленных участка были проданы по минимальной цене. Как указывает координатор Совета общественных организаций Клинского района Юрий Самсонов, аукцион был формальной процедурой для передачи земли дружественным администрации Клинского района структурам.
Через пару лет на следующем аукционе были проданы очередные земли Клинского района.
Мелиорированные пашни выводились из категории сельскохозяйственных земель с целью передачи их под запланированную в Клинском районе промышленную зону общей площадью 1362 га. Для создания данной зоны предполагалось привлечь иностранных инвесторов, заинтересовав их возможностью строительства здесь промышленных объектов, которые в европейских странах строить невыгодно или невозможно из-за жестких экологических требований и ограничений.
Первый завод в охранной зоне
В 2002 году, несмотря на протест природоохранной прокуратуры Московской области, всего в километре от национального парка «Завидово», то есть там, где согласно ст.12 п.7 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» должна быть охранная зона национального парка, был построен крупнейший в Европе завод по химической обработке стекла «Главербель» (ныне ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Клин»). Данный объект должен был дать толчок для дальнейшего стремительного развития промышленной зоны. Первоначально администрация Клинского района пыталась привлечь бельгийских инвесторов, которых, правда, не предупредили, что под вредные промышленные объекты отводится территория у национального парка.
Кроме того, местные жители и активисты упорно добивались закрытия уже построенного завода и требовали отказаться от планов по строительству промышленной зоны.
«Только наше активное вмешательство сможет остановить чиновничий произвол. Мы обязаны сделать все возможное чтобы предотвратить попытки строительства новых вредных производств на территории Клинского района. На пахотных землях района мы должны выращивать сельхозпродукцию для себя. Мы и наши дети имеем право на жизнь в нормальных человеческих условиях и будем это право отстаивать» — так была озвучена общая позиция протестующих председателем клинского отделения «Крестьянского фронта» С.Елкиным.
В 2006 году жители Клинского района перекрыли дорогу к химзаводу делегации из 200 бельгийских высокопоставленных персон, приехавших для обсуждения планов по дальнейшему развитию промзоны. Бельгийская делегация так и не смогла попасть на завод. Вскоре бельгийцы отказались от инвестиций, продав завод японцам, которые также не подозревали о нацпарке, ставящим под вопрос законность действующего здесь промышленного объекта.
Слово за Японией
В октябре 2012 года председатель правительства Московской области Андрей Шаров совершил визит в Японию, во время которого, в частности, пригласил японских инвесторов принять участие в создании в Клинском районе, где уже присутствует японский бизнес, промышленного парка. В дальнейшем глава Клинского района А. Постригань заверил японских инвесторов в готовности защитить промышленную зону и японский бизнес от госконтроля. Наличие нацпарка не позволило бы Постриганю сдержать обещание в полной мере, но, по всей видимости, он уже был уверен, что скоро это препятствие будет устранено. Впрочем, и федеральные власти были заинтересованы в изменении границ, конечно же, не по экологическим соображениям. Дело в том, что один из участков платной дороги Москва-Санкт-Петербург было решено вести по территории НЦ «Завидово».
Символично, что на следующий день после подписания президентом указа было объявлено о приезде в Россию премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Визит запланирован на 28—30 апреля.
Активисты Клинского района со своей стороны уже заявили, что, несмотря на подобные серьезные препоны, продолжат борьбу против строительства промышленной зоны и приложат все усилия, чтобы японцы отступились. 29 апреля, когда японский премьер-министр будет в Москве, у посольства Японии жители Подмосковья проведут пикет против изменения границ национального парка «Завидово» и строительства в Спас-Заулке особой экономической зоны с японскими промышленными предприятиями.
«Завидово», далее — везде
Президент, изменивший границы НЦ «Завидово», фактически подписал национальному парку смертный приговор. Но пострадает не только «Завидово». Ведь данный указ не столько границы парка меняет, сколько открывает границы для чиновничьего произвола.
Ведь теперь завод по химической обработке стекла «Эй Джи Си Флэт Гласс Клин» формально не входит в охранную зону парка и, вроде как экологам в этом отношении ему уже нечего предъявить. Но отодвинув парк от химического производства, власти не сделали это производство менее вредным. Данный завод, дающий 45 источников загрязнения только атмосферного воздуха, наносит серьезный вред не только Московской области, но и соседней Тверской. Жидкие отходы предприятия через речку Дойбица попадают в «Московское море» — Иваньковское водохранилище. И подобных предприятий неподалеку от «Завидово» планируется построить десятки. Плюс новая автомагистраль. Наивно думать, что власти сами верят в то, что уникальная экология региона и сам национальный парк теперь никак от этого не пострадают.
И главное, надо отчетливо понимать, что указ по «Завидову» касается всех национальных парков. Этим актом власть продемонстрировали, что никакие границы особоохраняемых природных территории для нее не помеха, когда они оказываются на пути ее коммерческих интересов.