Состоявшийся в начале этой недели в Астрахани IV Каспийский саммит продемонстрировал, что существовавшие противоречия между странами региона сгладились, считает политолог, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков. Однако достигнутые договоренности остаются хрупкими.
Он отметил, что текущий год ознаменовался развитием отношений между региональными державами:
– Сейчас мы наблюдаем уникальную ситуацию, когда давние противоречия между рядом прикаспийских стран заметно сгладились. 2014 год связан с серьезными подвижками в российско- и ирано-азербайджанских отношениях. А начавшаяся в начале октября ратификация Договора о Евразийском экономическом союзе участниками этого объединения еще больше сближает Россию и Казахстан. Поэтому определенные подвижки, которые были достигнуты на саммите прикаспийских стран в Астрахани, вполне объяснимы.
Тем не менее, по словам эксперта,»стратегические противоречия между странами региона никуда не делись и могут дать о себе знать уже к следующему аналогичному саммиту, который должен пройти в 2016 году в Казахстане»:
– Так, к новым конфликтам на Каспии могут привести трубопроводные проекты. На саммите в Астрахани вопрос о том, необходимо ли согласие всех стран региона на реализацию таких проектов, пришлось отложить на будущее. Однако Москва объективно не заинтересована в том, чтобы углеводородные ресурсы Казахстана и Туркменистана могли попасть на европейский рынок в обход российской территории. Не нужны конкуренты на этом рынке и Ирану, который уже неоднократно заявлял о готовности организовать поставки газа в ЕС. Между тем, на фоне охлаждения отношений между Москвой и Брюсселем и кризиса вокруг Украины заинтересованность европейцев в среднеазиатских нефтегазовых ресурсах будет только расти. В итоге, это будет только увеличивать противоречия России и Ирана с другими прикаспийскими странами.
Политолог назвал заметной победой Москвы на саммите в Астрахани включение в итоговое заявление его участников тезиса о том, что на Каспии могут базироваться вооруженные силы только государств региона:
– Понятно, что это попытка воспрепятствовать появлению в регионе баз стран НАТО. Надо, однако, учесть, что на фоне улучшения отношений между Ираном и западными державами один из важнейших формальных поводов для появления баз Альянса в регионе пока отпал. Даже на этом фоне, по словам помощника Президента РФ Юрия Ушакова, включение в заявление саммита данного тезиса стоило больших усилий. Когда открытый интерес западных держав к военной инфраструктуре на Каспии вновь возрастет, ряд стран региона тем более могут отказаться следовать подобным принципам.
Михаил Нейжмаков обратил внимание на то, что Азербайджан, Казахстан и Туркмения традиционно проводят многовекторную внешнюю политику, а у Ирана пространства для маневра сейчас стало больше. По мнению политолога, в этих условиях любые договоренности по Каспию остаются очень хрупкими и при первых же заметных изменениях международной обстановки могут быть нарушены.
Напомним, что 29 сентября в Астрахани состоялся IV Каспийский саммит. Он впервые проходил в России. На площадке саммита собрались лидеры Ирана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Российской Федерации. Были достигнуты некоторые договоренности по экологическим вопросам. Также лидерам удалось достичь согласия в отношении запрета на размещение в акватории Каспия войск или военных баз стран, не входящих в регион.