С 11 июня во Франции проходит общенациональная забастовка водителей такси, работников Национальной компании французских железных дорог (SNCF) и сети скоростных поездов (TGV).
Отменено до 40 процентов рейсов скоростных поездов TGV, свыше половины региональных экспрессов также остались в депо. Пригородные электрички ходят с большими интервалами и по особому графику, лимитировано движение скоростных поездов (ходит только каждый второй поезд по направлению север и восток, каждый третий поезд – в сторону Атлантики, юго-востока и Прованса).
Изначально предполагалось, что забастовка продлится всего 24 часа, однако позднее SNCF сообщила, что 12 июня работники продолжат бастовать. Существенные перебои наблюдались на многих направлениях. Так, на юге Франции в районе Пиренеев 13 июня на работу не вышли более 75% машинистов. Сотни водителей такси также блокировали главные трассы, ведущие из аэропортов Орли и Шарль де Голль в строну Парижа.
На протяжении выходных дней по железным дорогам ходил только каждый второй поезд. Вчера на линии Париж — Ницца произошло короткое замыкание, в результате корого пассажиры двух поездов провели в вагонах около 17 часов.
По сведениям компании SNCF, замыкание явилось следствием стрельбы из карабина по электрическим изоляторам неизвестными лицами. На международных линиях сообщение с Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Германией осуществляется в нормальном режиме. Перебои в сообщении продолжаются на линиях, ведущих в Италию, Испанию и Швейцарию.
Сегодня профоюзы работников железнодорожного транспорта объявили о том, что забастовочное движение продлится и в понедельник, 16 июня.
Стачечники протестуют против реформы, которая в ближайшие дни должна обсуждаться в Национальном собрании — нижней палате французского парламента. Ее цель — внести такие структурные изменения в железнодорожный транспорт, чтобы стабилизировать задолженность этого сектора в 40 с лишним миллиардов евро и подготовить государственные компании, в нем оперирующие, к открытой конкуренции, как того требуют указания ЕС по либерализации рынка.
В частности, планируется слить в единую структуру две основные компании — Национальное общество железных дорог (SNCF), и общество Железнодорожные сети Франции (RFF), в ведении которого находится отраслевая инфраструктура. Забастовщики считают, что из-за реформы они могут лишиться статуса государственных служащих, что отрицательно скажется на их заработной плате, продолжительности отпусков, социальном страховании.
Правительство, между тем, пойти на уступки отказывается. Французский президент Франсуа Олланд обратился к железнодорожникам с призывом прекратить забастовку, которая, по его мнению, идет в разрез с интересами страны. На этом также настаивает премьер-министр Манюэль Вальс. Он полагает, что опасения стачечников преувеличены, и для их акции нет «никаких причин». Министр финансов Мишель Сапен также заявил сегодня, что реформа обсуждалась с представителями профсоюзов и что нет никакого повода откладывать ее обсуждение.
«Реформа железнодорожного транспорта отвечает здравому смыслу. Эта реформа не появилась на свет два дня назад, она довольно долго обсуждалась с представителями всех профсоюзов. В том числе и теми двумя крупными профсоюзами, которые сегодня выступают против. Эта реформа отвечает запросам не только самих работников железнодорожного транспорта, но и пассажиров», — заявил он.
Таксисты, в свою очередь, решились на забастовку в знак протеста против компаний пассажирских автомобилей (таких, как американская компания Uber), которые, по их мнению, вступают с ними в недобросовестную конкуренцию: благодаря мобильному приложению клиенты Uber могут вызвать автомобиль всего за несколько секунд. Во Франции такие компании за три года уже отвоевали четверть всего рынка.