Правительство рапортует о том, что лишь немногим более половины поручений по «майским указам» президента Путина были исполнены. В порядке исполнения указов от 7 мая 2012 г. на 30 апреля 2014 г. исполнено и снято с контроля 121 поручение из 218. На рассмотрении в администрации президента находятся доклады об исполнении 17 поручений. Об исполнении поручений президенту уже было представлено 559 докладов (в 2012 г. — 253, в 2013 г. — 249, в 2014 г. — 57). Все доклады направлены в установленные сроки, подчеркнуто в сообщении на сайте правительства.
Сейчас на исполнении находятся 97 поручений, в том числе с установленным сроком исполнения: в декабре 2013 г. — три поручения, в 2014 г. — 25 поручений, в 2015 г. — 13 поручений, в 2016-2020 гг. — 39 поручений.
По 17 поручениям установлена квартальная, полугодовая или годовая периодичность представления докладов. Из 97 остающихся на исполнении поручений находятся в Минэкономразвития — 22, Минобрнауки — 16, Минрегионе — 15, Минстрое — 14, Минтруде — 11, Минобороны — 10, в других ведомствах — девять поручений, отчиталось правительство. По 36 поручениям установлен мониторинг их последующей реализации в целях достижения соответствующих целевых показателей и практических результатов.
Скептично на ситуацию смотрит действующий муниципальный служащий и эксперт ИГСО Алексей Симоянов:
— Невыполнимость путинских предвыборных обещаний, которые кремлевские политтехноголи назвали красивым именем — «майские указы», была очевидна экспертному сообществу еще в 2012 г. Реализация всего комплекса указов и поручений президента оценивается в 1,7 трлн. рублей в 2013–2015 годах и по 1 трлн. рублей ежегодно в 2016–2018 годах (gо расчетам рейтингового агентства Standard & Poor’s). Это неподъемная сумма даже для федерального бюджета, не говоря уже о региональном, куда сбрасывается задача выполнения «майских указов». Более того, правительство давно перечеркнуло все путинские обещания, анонсировав секвестр социальных расходов, к 2016 году запланировано снижение расходов: на образование — на 28%, на здравоохранение — на 32%, на ЖКХ — на 50%. Это, вкупе с давно идущей программой оптимизацией бюджетной сферы, наносит сильный удар по качеству социальной политики.
Сомнительно, что была исполнена даже половина из «майских указов» — где конкретные показатели, индикаторы, критерии, чтобы мы могли оценить положительный эффект? Их нет. Есть лишь формальная, бумажная отчетность. Правительственные поручения выполняются по факту проведения бюрократических процедур — создания комитетов, проведения собраний/коллегий, разработки нормативно-правовых актов и пр. Однако создать документ о повышении качества медицины и реально улучшить обслуживание пациентов в больницах через увеличение количества врачей, специалистов, оборудования, техники, помещений — это большая разница.
Очевидно, что «майские указы» повторяют судьбу других пропагандистских проектов прошлых лет, шумных вначале и забытых через некоторое время — «удвоение ВВП», «План Путина», «Национальные проекты». Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод — громким обещаниям российской власти верить нельзя, касаются ли они внутренней или внешней политики, — заключил эксперт.