3 декабря 2009 года в Москве в Независимом пресс-центре состоялся брифинг «Социальные последствия экономического кризиса в условиях моногорода на примере ситуации в Тольятти». На брифинге была изложена позиция Института глобализации и социальных движений (ИГСО), сформированная на основании продолжительных исследований и итогов профсоюзного семинара, который был проведен совместно с Всероссийской конфедерацией труда (ВКТ) в Тольятти 18 ноября 2009 года. Специально для Рабкор.ру рассказывает Юрий Исаев.
В своем выступлении директор ИГСО Борис Кагарлицкийотметил, что социальные проблемы Тольятти не исчерпываются ситуацией на АвтоВАЗе, но все они порождены кризисом и не могут быть разрешены независимо от судьбы главного предприятия города. И здесь существует три важных момента.
Во-первых, заявления о том, что кризис достиг дна, далеки от действительности. На самом деле, наблюдается сокращение темпов падения, но суммарное количество закрывающихся и сужающих производство предприятий всё равно увеличивается. При сокращении производства, даже, несмотря на меры, принимаемые правительством, итогом является сокращение спроса, что естественно сказывается на состоянии рынка. Поэтому ожидать в ближайшее время резкого увеличения спроса на продукцию российского автопрома не стоит.
Во-вторых, отметил Б. Кагарлицкий, меры правительства, в основном не направлены на поддержание социальной сферы, это лишь конкретные, точечные меры по предотвращению социальных конфликтов. И здесь мы видим очень опасный зазор: социальная напряженность является подчас следствием крушения этой оставленной без внимания социальной сферы. Ярким примером подобного сценария было Пикалёво.
«Отверточное производство означает гибель автомобильной промышленности в России как единой самодостаточной отрасли. Расчленение огромного завода на несколько мелких предприятий означает, что перед правительством встанет задача не закрыть огромный завод и одномоментно оставить без работы почти сотню тысяч человек, а постепенно закрывать более мелкие предприятия», – полагает он. По его словам, рабочих по мере необходимости будут успокаивать то пособиями, то общественными работами, то переводами на временную работу и т.п. Между тем АвтоВАЗ – ключевая, но не единственная проблема Тольятти. Но никакой целостной социально ориентированной стратегии по отношению к городу не просматривается.
В-третьих, директор ИГСО подчеркнул, что профсоюзное движение в Российской Федерации пока не является тем субъектом, который может добиться реализации требований и интересов трудящихся. И дело не только в том давлении, которое оказывает на независимые профсоюзы власть, и тем более не в терпении народа. Проблема скорее в том чрезвычайном доверии, с которым наше общество привыкло относиться к власти. Люди ждут от власти поддержки в любых вопросах. Власть для них является той последней инстанцией, которая не оставит своих граждан никогда. И как раз здесь, благодаря этим неоправданно оптимистичным ожиданиям людей, возможен реальный всплеск недовольства в тот момент, когда эти ожидания будут обмануты. Непродуманные, неадекватные меры власти или отсутствие этих мер там, где они необходимы, могут привести к возникновению конфликтогенной ситуации. И причиной будет банальная обида на власть, обманувшую ожидания.
Анна Очкина, заместитель директора и руководитель Центра социального анализа ИГСО, отметила также, что никакой солидарности с рабочими АвтоВАЗа у жителей Тольятти пока не существует. Люди не понимают, что это предприятие – единственный ключ к решению проблем города. У населения города, напротив, растет ощущение нарастающей несправедливости. На предприятиях, где, в отличие от АВТОВАЗа, не существовало претензий к качеству продукции, идут сокращения. Нерентабельный же гигант поддерживается правительством, а суммы пособий для рабочих подчас уже превышают заработные платы в социальной сфере.
Абсолютно отсутствует понимание, что Тольятти является моногородом, выросшим именно вокруг одного предприятия. И при предлагаемой сейчас реорганизации и расчленении завода на несколько «отверточных» предприятий, значительно изменится потребность в квалифицированных специалистах. «Занятые на АвтоАЗе – это почти седьмая часть населения города, который в 60 раз вырос вокруг завода за 50 лет. Ликвидация базового предприятия – сокрушительный удар по бюджету, рынку труда, всей социальной сфере города», – отмечает Анна Очкина. Она считает, что такой индустриальный центр, как Тольятти, без автогиганта ВАЗ существовать просто не сможет, и завод такого масштаба и социально-экономической значимости не может быть только частично государственным, находясь в совместной собственности частной компании и госкорпорации.
Но в существующих условиях, если и возможно какое-то противодействие уничтожению предприятия, оно может сложиться лишь за пределами завода. В качестве возможных точек такой протестной активности предполагаются общежития, снимающиеся с баланса завода и передающиеся в муниципальную собственность. Вполне возможно, что на содержание этих объектов у города просто не будет средств. Именно здесь рабочее недовольство может соединиться с недовольством социальным.