В последнее время на фоне долгового кризиса в Украине часто упоминаются такие международные финансовые организации, как МВФ и Всемирный банк. Рассмотрим сначала первую из них. МВФ – это финансовый институт при Организации Объединенных Наций. Задумывался он еще в 1944 году, во время Бреттон-Вудской конференции, когда США взошли на вершину экономического могущества. Потому Международный валютный фонд был им необходим как новый генератор инвестиционного ресурса, что-то вроде ООН для экономик мира. Начал свою деятельность данный орган уже после войны в 1946 года. На начальном этапе его членами были 39 стран, сегодня – около 180 государств.
На протяжении своей истории МВФ пережил два этапа становления. Первый длился с 1946 по 1973 годы. На этом отрезке времени МВФ следил за соблюдением твердых паритетов валют. Странами-членами были даны обязательства, установить паритет валют в золоте и не изменять его без согласия МВФ более чем на 10%. Золотом в то время был подкреплен только доллар. Вся суть задач МВФ сводилась к укреплению позиций доллара как мировой резервной валюты. Это обусловлено тем, что в исполнительном совете МВФ США занимают доминирующую позицию.
Второй этап в истории МВФ длится с 1973 года, когда США отказались гарантировать доллар золотом по наши дни. С начала 1970 года была введена система «специальных прав заимствований» или СДР. А разработана она была еще в далеком 1967 году в Рио-де-Жанейро, предполагавшая создание альтернативной валюты для международных расчетов при предоставлении кредитов МВФ. СДР равняется 1,5 доллара США. Теперь отсутствует любая привязка к золоту, как форме денег или же средству платежа. Вводится система плавающих курсов уже в 1973 года во время Ямайской конференции, Высшим руководящим органом является Совет управляющих, он состоит из глав финансовых министерств или председателей ЦБ от каждой страны-участницы. У каждого управляющего так же есть заместитель. Совет решает важные вопросы относительно изменений устава МВФ, прием или исключение новых членов. Общие сборы данного органа проходят раз в год. Хотя возможны и внеочередные заседания.
Уставный фонд составляют взносы стран – участниц в СДР и национальной валюте в соотношении 1 к 3 исходя из своей квоты. От размера квоты зависит количество голосов государств-участников в исполнительных органах МВФ.
Следующим важным органом в структуре МВФ является Исполнительный совет.
Исполнительный совет формируется 24 директорами. 8 из них презентуют участника с самым большим количеством голосов: США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, Саудовская Аравия, Китай и Российская Федерация. Другие участники фонда представлены оставшимися 16 директорами, каждый из которых выступает от имени группы стран-участниц объединенных общими торгово-экономическими интересами. Как правило, это страны объединенные по географическому признаку.
Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Голоса каждого государства-члена МВФ состоят из базовых голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100 000 СДР квоты. Реформа 2008 года зафиксировала число базовых голосов на уровне 5,502 процента от общего числа голосов. Текущее число базовых голосов почти втрое превышает число таких голосов до реализации реформ 2008 года.
Главой исполнительного совета является директор-распорядитель, которого избирают на пятилетний срок. В данный момент директором-распорядителем является Кристиан Лаггард. Ее первый заместитель — Джон Липски из США.
Последний орган МВФ, значение которого сопоставимо с описанными выше, это Международный валютно-финансовый комитет. Он тоже состоит из 24 исполнительных директоров, как и исполнительный совет. Сессии этого совета проходят дважды в год. Данный орган никогда не был исполнительным, а является скорее совещательным. Он вырабатывает стратегию в сфере валютного регулирования, согласно которого принимает решения исполнительный совет.
Механизмы кредитования:
- Первым механизмом кредитования в МВФ является – резервная доля. До отмены золотого стандарта в США она называлась «золотой». Данная доля равна превышению размеры квоты страны-участницы на средствами, находящимися на счете Фонда в национальной валюте данного государства.
- Кредитные доли. Данный тип кредитования позволяет получить до 125% квоты страны-участницы. Лимит может быть увеличен по решению Исполнительного совета.
- Стабилизационные кредиты Stand-by Arrangements. Более простым языком, это кредитная линия, на которую может рассчитывать участник МВФ. Срок данной кредитной линии может достигать до трех лет.
- Механизм расширенного кредитования. Его используют для предоставления кредитов на более длительные сроки и суммы, превышающие 125% квоты. Такие кредиты могут быть предоставлены стране-участнице при значительном нарушении платежного баланса, вследствие воздействия внешних факторов: изменения цен, рыночной конъюнктуры и т.д. Срок кредитования варьируется от 3 до 5 лет. Предоставляется он траншами (порциями), с периодичностью раз в квартал, полугодие. Иногда он может предоставляться помесячно. Условием предоставления является выполнение предварительных требований касательно изменений положений как внешне-, так и внутриэкономической политики. Зачастую эти требования должны быть выполнены заранее. Уровень жесткости таких условий растет от транша к траншу. Выполнение условий оценивается количественными и структурными критериями. Если МВФ сочтет, что кредит используется не по назначению или какой то из критериев не выполняется по субъективным причинам, он имеет право отказать в финансировании. Потому страны, сотрудничающие по данной программе, теряют часть национального суверенитета.
Политизированность причин и оснований для выделения траншей той или иной стране демонстрирует текущая ситуация с программой расширенного финансирования по Украине.
Даже после угроз и шантажа украинским руководством ввести мораторий на выплату внешнего долга, высшие руководители МВФ заверили, что несмотря на вышеизложенное, транш будет выделен. Это говорит об уверенности кураторов МВФ в получении ценных активов государства. В частности, заявление о приватизации портов Украины может служить подтверждением такой точки зрения.
Ознакомившись с работой МВФ, необходимо подчеркнуть его отличие от Всемирного банка. МВФ нацелена на преодоление краткосрочных проблем и получить кредит может любая страна-участница. Всемирный банк же сотрудничает исключительно с бедными. И финансирует долгосрочные проекты, направленные на развитие той или иной сферы финансово-экономической деятельности.
Может показаться странным тот факт, что уровень благосостояния неодинаков даже на Европейском континенте, не говоря об Азии и Африке, хотя есть такие чудесные международные институты, которые могут предоставить финансовую помощь и помочь в развитии. Но все не так просто. Деятельность МВФ направлена на удовлетворение интересов США. Америка в состоянии наложить вето на любое решение МВФ, даже без союзников. При предоставлении кредитов МВФ навязывает заемщику далеко не самые выгодные условия его получения. Все рецепты Фонда сводятся к жесточайшей экономии, свертыванию любого развития. Страна-должник должна так затянуть пояса, что лишается возможности дышать. После чего экономика медленно впадает в кому. Разберем это на конкретных примерах долгосрочного сотрудничества МВФ с разными странами.
Югославия, выполняя условия по сокращению программы финансирования экономического выравнивания регионов, получила сепаратизм. Что в конечном итоге и стало причиной ее гибели. Навязанные ей условия реструктуризации задолженности привели к девальвации национальной валюты, уничтожению индустрии и общему падению общего уровня жизни в стране.
В Руанде сотрудничество с МВФ тоже ничем хорошим не закончилось. Эксперты Фонда насоветовали отменить льготы для местных фермеров и девальвировать национальную валюту (то есть тушить пожар дровами). Результатом стала кровавая гражданская война.
Еще один излюбленный рецепт МВФ — это приватизация. Причем приватизация всего и вся, вплоть до естественных монополий. Как читатель может догадаться, в ходе приватизации такие ценные активы оказываются в руках американский инвесторов. Что и произошло с Мексикой. Эффектом от таких действий была 40% безработица. А страна, впервые одомашнившая кукурузу, стала ее импортировать.
Новая эпопея сотрудничества МВФ с развивающейся страной — это сегодняшняя Украина, где планируется приватизировать всю энергетику, порты и остатки промышленного госсектора.
А национальная валюта девальвировала сильнее сирийского динара, где война по продолжительности и масштабу разрушений подбирается к уровню мировой.
Потому можно в который раз подтвердить истину о том, что бесплатный сыр только в мышеловке. А справляться с проблемами необходимо своими силами, руководствуясь государственными интересами.