История стучится в дверь, революция стала реальностью. Общественный перелом наступает, разумеется, не потому, что обласканные властью сытые интеллектуалы, модные писатели и светские дамы вдруг вспомнили о «попранном достоинстве».
Депутаты и функционеры «Единой России» наперебой заявляют о том, как они возмущены действиями собственной партии, в которой ещё вчера лояльно состояли и все перечисляемые ими безобразия безропотно поддерживали. Чиновники жалуются на произвол бюрократии. Гламурные персонажи поют «Варшавянку» и рассуждают о социальной справедливости. А В это же время громогласные критики современной цивилизации, обрушивавшие с подцензурных телеэкранов громы и молнии на существующий порядок, призывают сплотиться вокруг власти, чтобы не допустить перемен.
Театр абсурда? Нет, нормальные будни революции, её первая фаза, неизбежно гротескная и противоречивая. Стабильность старого порядка уже поколеблена, но все действующие лица ещё беспорядочно перемещаются по сцене, не находя места, которое им предстоит сыграть в новой драме. Толкотня, путаница, неразбериха.
Будни революции.
Вы думаете, в 1789 году было иначе? Или в 1905 году?
Вы черпаете свое знание о революции из советских пропагандистских кинолент или из страшилок, нагроможденных за последние два десятилетия творцами нашего либерально-казенного телевидения?
Вы всё ещё не понимаете разницы между социально-историческими потрясениями и фантомом «оранжевой революции», который был придуман политтехнологами для выдаивания бюджетов из своих спонсоров?
Мы не будем вас разубеждать. С вами разберется История.
Правящие круги серьезность положения не столько понимают, сколько чувствуют.
Больше всего их волнует, что точно так же, как за первой волной экономического кризиса неминуемо приходит вторая, так и политический кризис, который ещё можно было взять под контроль после провала спектакля «Думские выборы», грозит превратиться в нечто куда более страшное после того, как нарастающие социальные и экономические проблемы доведут до ярости даже добродушное и не склонное к бунтам российское население.
Власть маневрирует, пытаясь сбить накал страстей превентивными политическими уступками. Эти уступки последовательно бессистемны и принципиально беспринципны. Нам предлагают наплодить карликовые электоральные партии, не меняя ни сроков, ни порядка выборов, обещают дать нам свободно избирать губернаторов, но из тех кандидатов, которых выдвинет сама власть. Если раньше управляемая демократия строилась на недопущение новичков, то теперь власть надеется вернуть себе контроль над ситуацией с помощью «управления хаосом».
Теория «управляемого хаоса» – ещё одно безумное порождение неадекватного и замутненного сознания администраторов-пиарщиков и чиновников-политтехнологов, которые сначала пытались с её помощью объявить любые протесты и любое сопротивление в любой точке мира (включая даже Нью-Йорк и Вашингтон) происками американской дипломатии, а затем, сами поверив в собственные сказки решили наколдовать у себя дома нечто подобное же. Очень скоро они обнаружат, что организовать хаос очень легко, а вот управлять им, увы, невозможно.
Усилия власти, направленные на организацию хаоса, дают быстрые плоды, но, похоже, не совсем те, что ожидались.
Власть пытается максимально разобщить и фрагментировать общество, но в процессе сама она разваливается и рассыпается. Куски от государственного здания отваливаются прямо у нас на глазах. Механизм саморазрушения уже запущен, и это механизм не только политический, но и экономический. С одной стороны, ресурсов уже не хватает для поддержания правящего класса в равновесии, с другой стороны, отнять дополнительные средства у населения можно лишь закручивая гайки экономических реформ и тем самым плодя новых врагов.
Система разлагается, выделяя на поверхность разнообразные продукты своего разложения. Кризис верхов гарантирует необратимость перемен. «Креативный класс» и прочая публика вдруг разом осознает, что «так жить нельзя» просто потому, что власть имущие не могут управлять по-старому.
Всевозможные группы левых сектантов и догматиков со своей стороны предложили – не столько обществу, сколько друг другу – множество различных интерпретаций происходящего, от инфантильного восторга по поводу «гражданского движения» до злобного осуждения «неправильных» событий, не соответствующих тем абсурдным канонам «настоящей революции», которые эти люди сами для себя придумали, так и не поняв ни теорий Маркса, ни работ Ленина.
Принципиальная левая позиция по отношению к нынешним событиям состоит в том, чтобы поддерживать процесс перемен и требование демократизации, одновременно разоблачая лицемерие либеральных элит и черносотенных националистов, пытающихся использовать общественное возбуждение для того, чтобы перераспределить власть в свою пользу. Демократия ни тем, ни другим не нужна. Первые знают, что на свободных выборах у них нет ни малейших шансов, вторые многократно и откровенно говорили, что их целью является вовсе не свобода и равноправие для всех граждан России, а новая диктатура под расистскими лозунгами.
Последовательная демократизация неотделима от социальных преобразований в интересах большинства, от радикального изменения экономической политики, которого ждут и требуют массы российского населения.
Эта стихийная программа защиты и восстановления социального государства должна быть превращена в осмысленный политический проект, и сделать это сегодня могут только левые.
Самостоятельная организация, создание эффективной коалиции левых сил, принципиально противостоящей как либералам и националистам, так и авторитарной власти, демократическая мобилизация снизу – на уровне предприятий, школ, университетов и профессиональных сообществ, вот то, ради чего мы сегодня работаем.
В прошлый раз, новогодняя передовица «Рабкора» обещала, что социальный кризис неминуемо перейдет в политический. Это обещание за нас сдержала История. Глобальные перемены добрались до России, не оставив никаких шансов на сохранение режима «управляемой демократии».
От Истории можно прятаться, но нельзя спрятаться.
2011 год был великим годом мирового политического кризиса, запустившего революционные процессы. Он начался восстаниями в Арабских странах, а заканчивается массовым протестом в России. Мы живем уже в другой реальности, по другим правилам, чем раньше. Новая русская революция началась. И наступающий 2012 год будет годом решающих политических потрясений, массовых выступлений, экономических бедствий и общественных переворотов.
История пришла к нам.