rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
168

Диалектика одной Д

211

Тупик

451

Интернационал добрых людей или неотправленные письма Анджеле Дэвис

1,690

Экономика больших ожиданий

Главная Рубрики Авторские колонки 2022 Ноябрь Парадоксы ситуативной децентрализации

Парадоксы ситуативной децентрализации

 

 

Парадоксы ситуативной децентрализации

 

По конституции и названию страны Россия — федерация, но на самом деле это сверхцентрализованное протоунитарное государство, в котором институты федерализма либо не развиты, либо “спят”. Созданная вертикаль и региональная подотчетность перед кураторами (полпредами) долго была предметом гордости внутри нашей авторитарной власти.

Но в последние несколько лет случаются необычные отклонения — и, вдруг, власть включает режим форсированной децентрализации в системе, в которой самостоятельных единиц внутри вертикали нет, а сильных местных сообществ граждан, на которые опиралась бы местная власть, не предусмотрено. Получается, что центральная власть сначала полномочия и ресурсы у регионов отнимала, а теперь полномочия и ответственность агрессивно навязывает. Но уже без ресурсов.

Недавним примером стала пандемия, которая обнажила этот парадокс. Президент как бы передал ответственность «вниз», а вместе с ответственностью он будто бы передал и долю легитимности, чтобы иметь возможность сказать: царь хороший, бояре плохие. Когда ответственность за важный вопрос федерального значения  переходила на губернаторов и им приходилось самим принимать решения, это приводило к курьезам. Довольствуясь, по всей видимости, рекомендациями из Администрации Президента, губернаторы совершали ошибки и чтобы избежать наказания выдавали желаемое за действительное — пытались влиять на статистику, закрывали границы и пытались ввести цензуру. Все для того, чтобы угодить центру. Работа была ориентирована не на результат, а на отчетность.

 

«Отстранение центра от принятия решений привело к тому, что стремящиеся отличиться губернаторы соревнуются друг с другом в жесткости мер. Региональные чиновники ловят федеральный тренд: если центр мало заботится об экономике, то почему они должны это делать? Вместо нового расцвета федерализма мы видим скорее антифедерализм: главе проще не думать над балансом мер (а значит, интересами территории), а закрыть все и сразу, чтобы потом эффектно отчитаться перед главой государства» — считает спецкор Медузы (*иноагент) Андрей Перцев.

 

В этом году похожая ситуация произошла в момент частичной мобилизации: несколько регионов обзавелись особыми правовыми режимами, а губернаторы стали лично отвечать за ресурсное обеспечение мобилизованных. Никого не смущает, что армия — федеральная, а обеспечивать её снабжение должны также, как если бы речь шла о местных ополчениях в XVII или начале XVIII века.

По моим ощущениям, кризис ответственности уже наступил. В условиях, когда центры силы расползаются, дележ сфер влияния неизбежен. Сейчас мы наблюдаем, как власть ускользает из рук традиционных политических институтов и передается временным координационным центрам. Это сопровождается законодательным туманом и отсутствием четкой регламентации действий, что порождает ошибки и неразбериху. Итоговый результат зависит уже не от принимаемых решений, а от личной готовности чиновников среднего звена сделать хоть что-то качественно и добросовестно. Что, увы, отнюдь не гарантировано.

Сейчас наверное это не очень заметно, но мне кажется, что со временем такой подход к децентрализации по запросу обернется формированием нового источника легитимности у наиболее успешных региональных лидеров, которые в момент неразберихи смогут “показать себя”. То есть породит то, против чего и была, среди прочего, нацелена единая вертикаль власти. Против появления народного героя. И это будет требовать от лиц, принимающих решения в центре, административной корректировки в отношении таких сильных фигур.

Для такой сверхцентрализованной страны как наша это, наверное, скорее хороший знак. Тем не менее, не хотелось бы оказаться в будущем и в ситуации форсированной демократизации начала 90-х, которая проводилась в жизнь преимущественно такими же внезапно «отличившимися» или «прозревшими» советскими функционерами. Что из всего этого вышло — хорошо известно. Нынешний политический режим — естественное порождение той самой эпохи, когда от надежд на демократию быстро перешли к стрельбе по парламенту. Но будущее отменить нельзя, и надо к нему готовиться. В том числе и учитывая опыт недавнего прошлого.

Ноя 20, 2022Сергей Росс
20-11-2022 Авторские колонкигосударство, губернаторы, Децентрализация, регионы, ресурсы, Россия, управление, Централизация289
Фото аватара
Сергей Росс

Юрист, правозащитник, блогер.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Зима близкоИгры патриотов
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру