«Принцесса Укок» (или «Принцесса Укока») – это мумия. Почти голый череп с хорошими зубами, ссохшиеся кожа и мышцы тела, отчетливо различимые татуировки от предплечий до кистей рук, трогательная погребальная поза (лежа на правом боку с подогнутыми коленями, поза спящего ребенка). Хранится она сейчас в краеведческом музее в Горно-Алтайске. Два дня в неделю ее выставляют на всеобщее обозрение. В пояснительном тексте на стекле камеры, где хранится мумия, нет ни одного слова о «Принцессе». Там кратко сказано, что это «женщина аристократического происхождения в возрасте 25-28 лет». Тем не менее даже музейные работники называют ее «Принцессой». Под таким именем она известна всему Горному Алтаю и далеко за пределами региона. Мумия возрастом около 2400 лет стала одним из символов региона и одним из самых мистифицированных объектов в современной России.
Нашли эту мумию в 1993 году во время раскопок скифских курганов на плато Укок – на самом юге Горного Алтая. Такие тела в скифских захоронениях находили и раньше. Но все они были мужского пола. На Укоке впервые обнаружили женщину. Этот факт и стал причиной сенсации – сначала в научном мире, а затем и гораздо шире. Примечательно, что тогда же в соседнем кургане была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодого человека, но она не вызвала особого ажиотажа.
По находкам в погребальной камере ученые сделали предположение, что женщина относилась к среднему классу скифского общества. Вероятно, она была жрицей.
По черепу была сделана реконструкция ее лица – типичное лицо нынешних обитательниц южно-русских областей, никаких отчетливых монголоидных черт, характерных для современных алтайцев. Ее захоронение было отнесено к пазарыкской культуре. Данная культура была достаточно распространена 2300-2600 лет назад на территории Алтая. Генетически пазарыкцы ближе всего к современным кетам и селькупам (крохотным народам, обитающем в центральной части Западной Сибири).
После разрушительного землетрясения 2003 года – эпицентр находился сравнительно недалеко от плато Укок – громко зазвучали голоса тех алтайцев, которые считали «Принцессу» покровительницей Алтая, его защитницей. «Её выкопали, увезли, поэтому нас трясет». Мумия с 1993 года находилась на хранении в специальной камере в новосибирском Академгородке. Поклонники «Принцессы» стали заявлять, что ее нужно вернуть на Алтай – чтобы избежать дальнейших катаклизмов. Большинство коренных жителей региона даже в советские времена исповедовали язычество: бурханизм, шаманизм и так далее. Ясно, что после разрушения государственной идеологии, после возникновения такого громадного идеологического вакуума их суеверность стала лишь монолитнее. В представлениях алтайцев связь «Принцессы» и местных природных катаклизмов крепла год от года.
Сама по себе кампания за возвращение мумии на Горный Алтай приняла весьма внушительные масштабы. Ее использовали, в частности, в предвыборных гонках местные кандидаты на политические посты («именно я верну «Принцессу» домой» – и тому подобное). Десять лет назад почти невозможно было общаться с местными жителями, чтобы в разговоре так или иначе не оказалась замешана укокская мумия. Госсобрание республики Горный Алтай запретило какие-либо дальнейшие археологические работы на плато Укок, которое получило статус «зоны покоя», который сохраняется и по сей день.
В 2012 «Принцессу» все-таки отправили на хранение в Горно-Алтайск. Специально для нее построили новый краеведческий музей, оборудованный камерой с микроклиматом для сохранности мумии.
На пуленепробиваемом стекле камеры, отделяющем посетителей от экспоната, мигают датчики, показывающие температуру и уровень влажности внутри. Фото- и видеосъемка запрещены. Освещение приглушенное до сумерек. Сотрудники музея говорят, что яркий свет вредит сохранности мумии. В зале вместе с мумией хранятся предметы из ее кургана: украшения, посуда, упряжи жертвенных коней и т.д. Реконструирован в полном объеме внутренний вид кургана «Принцессы». В целом зал впечатляет. На сегодня краеведческий музей в Горно-Алтайске благодаря залу «Плато Укок» является одним из самых интересных музеев в России.
Возвращение «Принцессы» на Алтай не остановило катаклизмы. Изменения в климате происходят по-прежнему. Два года назад – впервые на памяти старожилов – появился шелкопряд. И сейчас по склонам гор стоят серые, с объеденными листьями березовые рощи. Шелкопряд достаточно быстро расширяет свой ареал с севера на юг. Суеверные алтайцы – этнические алтайцы и алтайцы по месту жительства, но принадлежащие к другим народам – видят тут причину в том, что мумия находится в музее, а не в земле. В регионе набирает обороты новая тенденция: за захоронение «Принцессы Укок» в том же кургане, в котором ее нашли 23 года назад. Предвыборная компания на Алтае потихоньку раскачивается, выводит на новый уровень общественные дискуссии и темы. Учитывая опыт предыдущих лет, можно ожидать, что кто-то из кандидатов будет обещать «упокоение «Принцессы», в случае своего избрания. Шум вокруг скифской мумии однозначно будет нарастать. Законы капиталистических информационных технологий не оставят в покое даже умершую две тысячи лет назад.
Но вот какая штука. Путешествуя по Алтаю, я несколько раз общался с местными жителями – русскими и алтайцами, – которые говорили мне, что «на самом деле, в Горно-Алтайске хранится муляж, а не настоящая «Принцесса». Я пытался дознаться у них об источнике таких разговоров. Ответ был невнятный вроде «все об этом говорят». Так что даже вернувшись в свой курган, «Принцесса Укок» не обретет покой. Умерев много веков назад, она продолжает будоражить умы людей именно потому, что когда-то родилась женщиной.