Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
82

Что происходит на востоке Таджикистана?

167

Доверие стоит дорого

463

Путинская идеология победы

63

Дайджест новостей на 27 мая

Главная Рубрики Авторские колонки 2016 Июнь 10 Новый сепаратизм: отделение ради объединения

Новый сепаратизм: отделение ради объединения

Твитнуть
© Shutterstock / Oleg Zabielin

© Shutterstock / Oleg Zabielin

В феврале-мае 1914 года Владимир Ленин пишет статью «О праве наций на самоопределение». Канун Первой мировой войны, которая разрушит несколько империй и станет катализатором создания почти двух десятков новых национальных государств. На Балканах кипят сепаратистские страсти. Эти страсти обсуждает вся Европа. Отбив у турок часть своих земель, королевство Сербия теперь огрызается на Австро-Венгерскую империю, чтобы отобрать у нее Боснию – там проживает значительное число этнических сербов. Подпольные движения сербов в Боснии разрастаются, жмут имперских чиновников и жандармов.

По их примеру другие славяне, живущие в империи, хотят независимости – им надоело жить под сапогами немецкой династии Габсбургов. Славянский сепаратизм, народно-освободительные движения того и гляди свалят набок одряхлевшую Австро-Венгрию. Ленин все это видит и чутко реагирует своей статьей. Образование национальных государств – это окончательная победа капитализма над феодализмом, пишет вождь русских большевиков. Капитализм прогрессивнее феодализма, поэтому национальные сепаратизмы, которые должны привести к образованию новых национальных государств вместо старых «лоскутных» империй, способствуют развитию человечества.

После прихода к власти в России большевики тут же приступают к решению национальных вопросов. 15 ноября 1917-го (через неделю после взятия власти) Совет народных комиссаров издает Декларацию прав народов России. Во втором ее пункте провозглашается: «Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».

По утверждению Льва Троцкого, ближайшего соратника Ленина в тот период, национальный вопрос был для вождя большевиков вторым по значимости после аграрного.

Тот же Троцкий позднее в своей книге «История русской революции» пишет, что отделившиеся народы должны самостоятельно разобраться со своей буржуазией, а затем объединиться в интернациональное советское государство. Такова логика большевиков после Октябрьской революции. Отделение, образование новых государств, происходят, но побеждают в них не пролетарии… а националисты и либералы. Мусаватисты в Азербайджане, дашнаки в Армении, меньшевики в Грузии, националисты на Украине и в Эстонии, даже в Финляндии, считавшейся самой прогрессивной провинцией Российской империи, побеждает буржуазия и жестоко подавляет попытки местных революционеров установить советскую власть (прежде чем перекинуться в Советскую Россию, гражданская война происходит именно в Финляндии).

Поэтому неудивительно, что сильнее всего оппозиция ленинскому принципу самоопределения наций среди большевиков-«инородцев» (поляков, украинцев, евреев, армян и т. д.). Они не верят в способность собственных народов победить местную буржуазию лишь своими силами. Советская власть в Закавказье, на Украине и других свежеобразовавшихся на руинах Российской империи государствах наступает лишь вместе с Красной Армией. По-другому не получается.

Тем не менее, несмотря на опыт национал-либерального сепаратизма Гражданской войны, Ленин не меняет своей позиции. Он продолжает отстаивать свою трактовку национального вопроса. Поэтому в Конституции Союза Советских Социалистических Республик 1924 года право на выход из состава страны, провозглашение собственной независимости сохраняется за каждой из республик.

В 1990-1991 годах СССР распадается как раз по швам самоопределяющихся республик. В большинстве случаев побеждала национал-либеральная реакция (в других – интернационал реакционеров-либералов). Происходит грандиозный откат назад.

За 26 лет ни в одной из бывших советских республик местный рабочий класс так и не смог победить местный класс эксплуататоров. Экономическая и культурная деградация – плата за национальную независимость, за право на суверенитет.

В то же время во второй половине XX века право на самоопределение наций способствовало деколонизации Азии и Африки. Волна (хотя, скорее, цунами) национальных сепаратизмов катилась от конца Второй мировой до 1980-х. Абсолютное большинство из них победили. На месте бывших колоний возникли в худшем случае мрачные диктатуры, в лучшем – буржуазные республики. Но ни одного советского государства, как то предполагали большевики после своей победы в 1917 году.

В 1990-х обозначилась новая тенденция в сепаратизмах – отделение ради присоединения. Нагорно-Карабахская республика отбивалась (продолжает отбиваться от Азербайджана), чтобы стать частью Армении. Приднестровье быстрым коротким ударом отделилось от Молдавии, чтобы попроситься в состав России. Ярче всех – примеры сербов в Хорватии и Боснии: они воевали за отделение своих областей от этих государств ради воссоединения с республикой Сербия. Одновременно хорваты в Боснии воевали, чтобы свой край Херцег-Босна присоединить к уже независимой и международно признанной Хорватии. Получалось, что только местные мусульмане, возглавляемые Алией Изетбеговичем, воюют за «территориальную целостность» Боснии и Герцеговины – бывшей югославской республики, по инициативе мусульман вышедшей из состава Югославии.

Были, однако, среди мусульман те, кто тоже выступал за разделение страны по этно-конфессиональным признакам: республика Западная Босния, возглавляемая Фикретом Абдичем, воевала вместе с сербами против сторонников Алии Изетбеговича. И возникла ситуация, не имеющая аналогов в современной истории: Хорватия и Сербия предпочли отношения на международном уровне воссоединению со своими соплеменниками – они отказались забирать к себе боснийских хорватов и сербов соответственно. Президенты Хорватии Туджман и Сербии Милошевич уговорили «своих» сепаратистов в Боснии согласиться на единую Боснию и Герцеговину. 14 декабря 1995-го в американском Дейтоне было подписано соглашение о прекращение между всеми сторонами конфликта в Боснии. Хорваты и сербы получили независимость от своих государств, к которым они так хотели присоединиться.

Уже в «нулевых» та же ситуация повторяется с сербами на севере Косово. Они не хотят жить в составе независимой республики Косово, им нужна Сербия. Но вот незадача – правительству Сербии нужен Евросоюз, который требует признания независимости Косово. Де-факто сербские районы («општины») на севере Косово не контролируются албанскими властями. Но они фактически не входят и в состав Сербии. Вынужденная независимость.

Больше всего она приносит прибыли интернациональным контрабандистам, которые из Косово через општины переправляют нелегальные грузы в Сербию, а затем в страны ЕС.

На территории бывшего СССР происходит та же история. Нагорный Карабах, хотя и является, по сути, одним из регионов Армении (Армения в том числе регулярно помогает армией в случае очередного «обострения» на линии соприкосновения карабахских армян и азербайджанцев), формально не может войти в ее состав. Республика Армения связана международными обязательствами – среди них уважение к чужому суверенитету. НКР формально существует в формате никем не признанной независимой страны. Приднестровье, которое уже многократно пыталось попасть в состав России, по-прежнему в подвешенном состоянии – оно никем не признано, Россия его в свой состав не берет. Приднестровцы имеют паспорта России, Украины или Молдавии одновременно с родными приднестровскими: иначе из страны не выехать.

Самые настырные попытки войти в состав России делает Южная Осетия. В 1992-м республика впервые провела референдум «о воссоединении с Россией». Тогда эту идею поддержали 99,89 процентов проголосовавших. После агрессии Грузии в 2008-м Южная Осетия возобновила свои попытки присоединится к России. 26 мая 2016-го юго-осетинское правительство объявило, что в 2017-ом в стране пройдет референдум о вхождении в состав России.

В «нулевые» тенденция «отделения ради присоединения» превратилась в систематическое явление. После переворота на Украине в феврале 2014-го сепарировались Крым, позже регионы на юго-востоке страны.

Крым на сегодня — самый успешный пример «отделения ради присоединения». Он отделился от Украины по решению местных органов власти и через пять дней на полуострове прошел референдум о присоединении к России. Россия согласилась принять Крым в свой состав. Областям на юго-востоке повезло гораздо меньше. Там образовались Донецкая и Луганская народные республики. На начальном этапе они предполагались как зачатки чего-то большего, одного из сценариев, которые предполагала стихия народного восстания на Донбассе. Первый вариант – отделение ряда областей на юге и востоке Украины, чтобы создать из них Новороссию. Второй – освобождение Киева от олигархической группировки, захватившей власть в феврале 2014-го. Третий – отсоединение от Украины ради вступления в Россию.

Стихия народного восстания такова, что трудно разобрать, какой из предполагаемых векторов движения был бы предпочтителен для ее участников – есть общее направление без четко выраженных деталей. Вожди восстания сами толком не могли сформулировать, к чему же надо стремиться. Но в итоге ни один из предполагаемых сценариев не был реализован. И уже более двух лет существуют независимые, вынужденно независимые квазигосударства – ДНР и ЛНР.

На самом юге Таиланда схожая ситуация с сепарирующимися с 2004 года малайцами-яви (мусульмане-сунниты по вероисповеданию). В провинциях Наративат, Яла и Паттани они являются этническим большинством. Их повстанческие террористические группировки бьют по тайской армии, полиции, чиновникам, учителям и буддистским монастырям, чтобы присоединиться к Малайзии (отдельные группировки заявляют о необходимости создания независимого государства). Малайзия не готова к конфликту с соседями и другими важными международными партнерами ради воссоединения нации.

Схожая история с этническими китайцами в приграничных районах Бирмы. Китайцы компактно проживают в самоуправляемой области Коканг на востоке страны. В феврале 2015-го вооруженные отряды местных китайцев попытались взять регион под свой контроль. Бои между ними и бирманской армией продолжались до мая того же года. Министр информации Бирмы Е Хтут заявил, что на стороне повстанцев воюют добровольцы из Китая, причем из числа бывших военнослужащих. И хотя лидер сепаратистов Пэн Цзяшен напрямую не говорил, что итоговая цель – это объединение Коканга с Китаем, ясно, что, добившись независимости, крохотный регион между Бирмой и Китаем не сможет существовать в действительно суверенном виде. К тому же экономически Китай гораздо более развит, чем Бирма. К концу весны 2015-го бирманской армии удалось установить свой контроль в Коканге. Пока там сохраняется спокойствие, хотя большинство населения по-прежнему китайцы.

Новый тип сепаратизма – «отделение ради объединения» – лишь пытается выправить границы по этно-культурным признакам. Некогда эти границы были начертаны без учета интересов местных жителей – пока речи не шло о независимости и создании новых национальных государств. Это нормальный исторический процесс. Другое дело, что «вынужденная независимость» порождает территории, которые совершенно не вписываются в международные «правовые нормы», они исключены из них. Эти территории чрезвычайно милитаризованы, они сохраняют, некоторые даже накапливают, потенциал конфликтов. Есть еще и такой момент – оставаясь вне международного «правового поля» они могут проводить различные, даже самые радикальные социально-политические эксперименты.

Июн 10, 2016Александр Рыбин
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
10-6-2016 Авторские колонкиРусская революция, сепаратизм, СССР919
Александр Рыбин
Александр Рыбин

Этнограф (учился в Институте истории ДВО РАН), путешественник, журналист (работал в различных изданиях в России и в Таджикистане).

Ни один голос не должен быть украден!Дорога на Филадельфию
  См. также  
 
Путинская идеология победы
 
Задачи для устойчивого социализма
 
Путин – Горбачев сегодня?
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру