4 июня 2016 года в Петербурге состоялся VI городской Социальный форум. В отличие от предыдущих аналогичных мероприятий, он был посвящен лишь одной теме: организации эффективного общественного контроля за ходом набирающей обороты избирательной кампании, процедурой голосования и правильностью подсчёта голосов.
18 сентября этого года пройдут выборы в федеральный и городской парламенты. Все мы помним, с каким цинизмом и грубыми нарушениями волеизъявления избирателей проходили предыдущие выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Если бы общественные активисты сумели 4 декабря 2011 года предотвратить фальсификации, то «Единая Россия» и её союзники не имели бы большинства в городском парламенте, и многие печальные для горожан события за эти пять удалось бы предотвратить. Не было бы такого размаха коррупции, нарушений градостроительного законодательства, попрания экологических, социальных и жилищных прав граждан.
Оглядываясь назад, становится понятно, почему так важно организовать действенный общественный контроль за всеми процедурами выборов на всех этапах избирательной кампании. В ходе выборов за последние годы в городе на Неве накоплен богатый опыт общественного мониторинга за работой избирательных комиссий, судебного обжалования нарушений избирательного законодательства, взаимодействия общественных активистов, СМИ и оппозиционных партий. Этот опыт стал предметом обсуждения на прошедшем 7 июня 2015 года предыдущем, V городском Социальном форуме.
Его участники тогда приняли решение: полностью посвятить традиционный ежегодный Социальный форум проблеме мобилизации общественных сил Петербурга на борьбу с фальсификациями на предстоящих выборах. Причины и поводы для мобилизации общественных сил налицо. «В этом году нам обещают «честные и прозрачные выборы», чтобы не создавать дополнительного социального напряжения в обстановке экономического кризиса, – говорится в Обращении участников VI городской Социальный форум в Петербурге. – Но мы не можем уподобляться наивным людям, которые верят, что стремление к «легитимности» выборов возьмет верх над жаждой сохранения фактической монополии правящей партии на власть.
Только что состоявшиеся праймериз партии «Единая Россия» показал что без подкупа избирателей и других нарушений даже при отборе собственных кандидатов эта партия обойтись не может».
В преддверии выборов буржуазная власть буквально на ходу меняет правила игры, разумеется, в свою пользу. Как рассказала сотрудник юридической службы фракции КПРФ в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Ксения Терентьева, «теперь сведения о наблюдателях надо будет представлять за три дня до голосования, поменять их будет нельзя, а на участке сможет быть лишь один наблюдатель от партии». Появляются новые, дополнительные сложности с оформлением документов, необходимых для выдвижения кандидатов, при этом «до настоящего момента львиной доли документов для выборов» городская избирательная комиссия так и не обнародовала.
Бывший член Территориальной избирательной комиссии (ТИК) № 4 Юрий Стерник в своём докладе привел печальные цифры: в мае этого года городская избирательная комиссия утвердила председателей 30 ТИК, из которых 16 выдвинуты прежними составами ТИК, которые проводили скандальные выборы 2011 и 2014 годов, 7 – «Единой Россией», 7 — ОНФ. Похожая картина на уровне участковых избирательных комиссий.
Всего в Петербурге их 1800, при этом 470 из них возглавляют выдвиженцы ЕдРа либо контролируемых ею муниципальных советов, 71 — сателлиты ЕдРа из ЛДПР, 10 — члены СР, 23 — члены КПРФ, а остальные — союзники ЕдРа из общественных организаций и политических партий-спойлеров, например, КР, фонда «Чернобыль-Нева», «Красного креста» и т. п. объединений. Не случайно участники форума в своих рекомендациях высказали следующее требование: «Обратиться в Комитет Государственной Думы по законодательству и конституционному строительству с просьбой включить в Закон №67-ФЗ «Об обеспечении избирательных прав и права на референдум граждан РФ» требование назначения не менее 50% председателей участковых, муниципальных, территориальных избирательных комиссий, а также избирательных комиссий субъектов РФ из числа членов комиссий от партий, представленных в Государственной Думе и законодательном собрании соответствующего субъекта РФ с равным представительством этих партий. Обратиться в ЦИК РФ с просьбой включить указанное выше требование в «Рекомендации по назначению составов избирательных комиссий и их председателей». Обратиться в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с просьбой руководствоваться указанным принципом для обеспечения честных выборов».
Московским опытом взаимодействия общественных наблюдателей с парламентскими партиями поделился активный участник движения «Выборы. Народный контроль», член МГК КПРФ Николай Волков. В отличие от всех разновидностей «партии власти», левой оппозиции наблюдателей не хватает, отсюда и вытекает необходимость сотрудничества партий с независимыми наблюдателями. Не везде и не всегда оно проходит гладко, но без него защитить итоги голосования от воровства и приписок в пользу буржуазных кандидатов гораздо сложнее.
Как отметил товарищ Волков, «ТИК — это ключевое звено. Если мы проиграем контроль на этом этаже избирательной системы, то никакие усилия на участках или иных этажах избирательной системы нам не помогут».
Не секрет, что для фальсификации итогов голосования власть пользуется прямым или косвенным давлением на работающих в избирательных комиссиях бюджетников. Об этом говорил участник Движения гражданских инициатив (ДГИ), учитель Константин Белов. В частности, он подверг резкой критике антиконституционную и дискриминационную инициативу запретить учителям работать в избирательных комиссиях, выдвинутую и поддержанную сторонниками право-либеральной «Партии роста» (в депутатскую группу сторонников «Партии роста» входят бывший яблочник Максим Резник, бывший коммунист Ирина Комолова и др.) и широко рекламировавшуюся в нашем городе либеральными СМИ. «Давление на учителей обусловлено тем, что они находятся на своих рабочих местах», – пояснил участник ДГИ. Если учитель будет работать в участковой избирательной комиссии не в своей школе, не под наблюдением своего директора, то ситуацию можно поправить, не прибегая к подобным позорным ограничениям гражданских прав работников образования.
Член ТИК № 16 Дмитрий Наумов в своём сообщении показал конкретные механизмы общественного контроля за деятельностью ТИК. Им был предложен новый формат взаимодействия по контролю выборов между политическими партиями и общественными наблюдателями: создание координационных групп общественного контроля при каждом ТИК, освещение деятельности ТИК в социальных сетях весь период, на протяжении всей избирательной кампании, в день голосования и до момента принятия решений по всем фактам нарушения избирательных прав граждан. Эти предложения участниками форума были поддержаны.
Участник ДГИ Татьяна Кондраткова подробно осветила в докладе «Основания для отмены судом решения избирательной комиссии: опыт судебного обжалования от районного до Верховного Суда РФ» все механизмы борьбы за отмену результатов голосования во время выборов в сентябре 2014 года на одном из избирательных участков Московского района Санкт-Петербурга, рассказала про уловки ответчиков, позицию прокуроров. По итогам двухлетних судебных баталий представитель ДГИ обратилась в Конституционный Суд РФ.
«Не дадим украсть ни один голос избирателя на предстоящих выборах!» – таково было общее мнение участников прошедшего в Петербурге VI Социального форума. Уверен, что это мнение в самом ближайшем времени претворится в конкретные согласованные действия.