С печалью я смотрю на развитие турецкой драмы. Дружба с Турцией была одним из достижений Ленина, которое дожило до наших дней. С перебоями, но дожило. Она была среди последних нерастраченных завоеваний советской власти. А тяга России – не к (советскому) прошлому, а к (царскому) позапрошлому – сыграла с ней злую шутку. Мы проваливаемся в XIX век. Только обсудили кончину царя (пардон, Государя Императора), как стали вспоминать битву при Синопе и лелеять мечту о Константинополе и Айя-Софии.
Так спор о Войкове вдруг приобрел стратегический смысл. Сейчас стало ясно – это была дискуссия не о нем (кем он был? Убитым советским дипломатом или жестоким цареубийцей?), но о пути России. Ленин или Николай? Россия – преемница СССР с Турцией дружила. Россия – преемница Российской Империи мечтает о проливах, а дождется новой Крымской войны.
Помощь Башару Асаду была правильным шагом. Но конфликт с Турцией России совершенно не нужен. Да, нехорошо поступили турки, сбили русский бомбардировщик. Так вы в ответ сбейте турецкий и помиритесь. Иногда короткая перестрелка полезнее долгого конфликта. Туркам (да и американцам) непонятно, на что способны российские вооруженные силы. На отказ от турецких овощей и от турецких курортов? На это способен и Лихтенштейн.
Справедливое негодование российских властей кажется избирательным в лучшем случае. Максим Шевченко справедливо заметил, что одновременно со сбитым самолетом Израиль совершил налет на Дамасский аэропорт, убил бойцов «Хезболлы» и солдат Асада. Россия на это никак не отреагировала. Даже возражений не было.
А они должны быть. Сирийская армия и ливанская «Хезболла» несут на своих усталых плечах всю тяжесть наземной войны. Их должен защитить российский воздушный зонт. Завтра их будут бомбить турки – что им скажет Россия? Израилю можно, а вам нельзя?
Турки, говорит Россия, покупают нефть у Даеша (так называется по-арабски запрещенная у нас ИГИЛ). Так, мол, они финансируют террор. Но тогда скажите, что эта нефть – через турецких и курдских перекупщиков – идет в Израиль, практически целиком. Но нет, об этом ни слова, хотя израильский Forbes признает. Капитальное расследование говорит о том, что Израиль покупает нефть ИГИЛ и нефть курдов. Выходит, они тоже финансируют террор, но о них не говорит Путин.
Все еще не поздно пойти на переговоры с Турцией. Возможно, после короткого эффективного воздушного боя, который показал бы туркам, что с Россией воевать не стоит, защитил бы русскую честь, расплатился бы за обиду. Повод и оказия наверняка найдутся. А затем хватит. Не надо распаляться.
В XIX веке Россия уже была. Она уже спасала Европу. А потом Европа разнесла Россию так, что многие годы ушли на сборку. Каждый раз, когда русские начинают воевать «за Париж», как в Первую мировую войну, это плохо кончается.
Все русские попытки встроиться в западную Антанту исторически завершались неудачно, как писал Дурново и понимал Сталин. И сейчас не исключение. У России и Запада не было и нет общих задач в Сирии. Россия хочет восстановить порядок в Сирии, Запад хочет Сирию обрушить.
О чем, собственно, договорились Путин и французский президент Олланд? О бомбежках Даеша? Ну ладно, разбомбят. А что будет потом в Ракке? Кто войдет и примет власть в этом (почти) миллионнике? Друзья Франции, Сирийская Свободная Армия, или дамасское правительство Башара Асада? Вот ведь о чем идет спор. США и Франция всегда готовы бросать бомбы, их устроит хаос. Но России нужно совсем другое – восстановление Сирии под властью Башара Асада (не навсегда, но покамест). Так что и договариваться не о чем.
Не о чем договариваться и с Израилем на этом этапе. Израиль хочет сохранить оккупированный кусок Сирии, Голанские высоты, где найден большой и жирный резервуар нефти. Израиль хочет уничтожить «Хезболлу», чтобы контролировать Ливан. Израиль хочет разделаться с Ираном. «Хезболла», Иран и Сирия – союзники России. По всем трем параметрам согласие с Израилем невозможно, что бы ни говорили Сатановский и Соловьев.
XIX веком пахнут и попытки российского руководства дружить с Европой и США. Против кого дружить? Против сирийских беженцев? Разговоры о террористах не стоят выеденного яйца. Как мы знаем, украинцы называют героев Донбасса террористами. Чеченские террористы прекрасно живут в Лондоне. Против Турции Европа дружить не будет, но к русско-турецкой войне охотно подтолкнет.
Эрдоган совершил ошибку, но его реальные соперники в Турции могут оказаться хуже. Многие из них стоят на проамериканских позициях. Так что режим там менять не стоит.
Попытки ударить турок по карману (туризм, газ) не будут иметь успеха. Их всегда скомпенсируют Катар и Саудовская Аравия, да и США помогут, но такие санкции (в отличие от прямого ответа) могут надолго испортить отношения, в то время как турецкий народ заинтересован в прочной дружбе с Россией – и в восстановлении конституционного порядка в Сирии.
Советская Россия знала секрет политики. Она дружила со странами третьего мира против империалистического Запада. Так она приобрела союзников и друзей. А Россия царская, равно как и нынешняя, старается дружить с Западом. Как обрадовался Путин, когда французский авианосец «Шарль де Голль» вышел на боевое задание вместе с ракетным крейсером «Москва»! Вместе, шерочка с машерочкой, они бомбят города Сирии, которую, по идее, надо спасать, а не бомбить вместе с главным колонизатором региона.
Ну вот и добомбились. В Сирию идет немецкая пехота, которая вскоре столкнется с частями сирийской армии и с русскими военными. Так всегда дружба с Западом кончается.
Кончать надо с атавистическим возрождением российской политики позапрошлого века. Любовь к Греции и Балканам может исчерпываться турпоездками в эти замечательные места. То же и о любви к Европе. А дружбу с Турцией надо срочно восстанавливать, предварительно сравняв счет.