С 10 ноября 1989 г., сразу после свержения правившего 35 лет Тодора Живкова и разрушения системы государственной безопасности и внутреннего порядка, в Болгарии начались свои «лихие 90-е» с перераспределением материальных благ и финансовых средств силовыми способами, включая огнестрельное оружие. Теракты сразу превратились в обычное дело для болгарского общества. Множество мужчин и женщин стали жертвами своей страсти к накоплению денег и к возвышению на вершину общественной пирамиды. Вот, например, друг молодости автора этих строк Дамян Балабанов, который за считанные месяцы сколотил невиданное состояние, до сих пор непонятно каким образом.
В свое время в аспирантские годы мы с ним жили вместе в грязном общежитии, в комнате, где не было даже коридора. Уходя из жизни, он оставил как минимум три дворца — в Софии, в родном Бургасе и на вершине Троянско-Тетевенской горы, где разводил лошадей. О машинах и говорить не стоит — их и не сосчитать. Конечно, в мир иной он забрать с собой ничего не смог. Сначала его «случайно» подстрелили на охоте, но он был крепкий орешек, выжил и выздоровел. Потом ему организовали падение с дельтапланом. На этот раз увечья и контузии были куда серьезнее. Однако он опять выкарабкался. В третий раз теракт уже организовали профессионально — он погиб в собственном самолете во время взлета в частном аэропорту в городе Долна Баня.
И таких здоровых и умных болгарских мужиков, погибших в борьбе за распределение добра, накопленного в период социалистического строительства, было много, а Болгария лишилась возможности улучшить свои демографические показатели. У того же Дамяна Балабанова осталось 6 сыновей, которые, как нетрудно было предположить, переругались из-за наследства.
29 октября 2015 г. знаковая фигура болгарского переходного периода от «социализма» к «капитализму» — бывший начальник контрразведки, доктор экономики Алексей Петров чуть не погиб в хорошо организованном, хорошо проплаченном, однако не совсем профессионально выполненном теракте.
Все случилось недалеко от его дома, на софийской улице Арарат, недалеко от горы Витоша. Алексей Петров не зря выбрал именно это место, чтобы построить дом, — в родной деревне Градешница, у города Тетевен, высокая гора Троянско-Тетевенский Балкан видна со всех сторон. Однако на этот раз террористы добрались и до строго охраняемой частной улицы Арарат, чтобы поквитаться с человеком, который всю сознательную жизнь посвятил борьбе с бытовой и организованной преступностью и этно-религиозным экстремизмом.
Карьера простого крепкого парня, командира отряда «красных беретов» пошла вверх в конце 80-х годов ХХ века. Тогда террористы из «Фракции Красной Армии» (более известной как группа «Баадера — Майнхоф») намеревались взорвать софийскую синагогу во время ее посещения премьер-министром Израиля Исхаком Шамиром и его супругой Шуламит Шамир — болгарской еврейкой, которая приняла в детстве иудаизм именно в этой синагоге. Разведке ФРГ стало известно о готовящемся теракте, и она сообщила об этом болгарским коллегам. Здесь надо иметь в виду, что в те годы между Софией и Бонном установились очень хорошие отношения. Тодор Живков дружил с Францем-Йозефом Штраусом, Хансом-Дитрихом Геншером, Гельмутом Шмидтом и другими. Его внешняя политика в принципе была направлена на восстановление отношений с союзниками Болгарии по Второй мировой войне — ФРГ, Австрией, Японией и Италией.
Террорист-«красноармеец» сел в поезд на Софию. С вокзала он должен был отправиться в синагогу, а это только 10-15 минут пешком. Он был уверен, что справится со своим заданием, потому что вследствие дружеских отношений между Болгарией и ФРГ западных немцев болгарские таможенники практически не проверяли. Однако ему не повезло — в большом зале вокзала ему вроде случайно пересек дорогу крепкий молодой человек, который вроде спешил на свой поезд.
За долю секунды террорист оказался на земле со связанными руками. Алексей Петров держал его крепко, пока коллеги уносили взрывчатку в безопасное место. Служба в синагоге прошла без происшествий. Однако когда чете Шамир рассказали об инциденте на вокзале, израильский премьер-министр наградил Алексея Петрова самым высшим боевым орденом страны и пригласил в Израиль для повышения квалификации. После молодому коммандо доверили распределение израильских инвестиций в Болгарии.
Делалось это через организацию «Союз хозяйственной инициативы», где Алексею Петрову достался пост исполнительного директора. Другие ключевые посты получили известные болгарские ученые еврейского происхождения. Петров тем временем успел закончить и торгово-транспортный факультет Экономического университета (бывший «Карл Маркс») и хорошо справлялся с новыми обязанностями. Конечно, он очень разбогател.
Финансовые средства дали ему возможность обеспечить работой многих бывших сотрудников МВД и ученых, которые занимались проблемами национальной безопасности и противодействием терроризму. Злые языки говорили, что в его штабе уже создано «второе МВД». Это было правдой.
Алексей Петров стал еще и главным теоретиком борьбы с терроризмом в Болгарии. В свое время он защитил диссертацию по теме «Терроризм и фирменная безопасность». Его статьи регулярно печатались в московском ВАКовском журнале «Конфликтология». А осенью 2009 г., в самом конце своей карьеры в контрразведке, он дал старт социологическому исследованию по теме «Влияние радикальных исламских идей на болгарских мусульман». Результатами этой работы до сих пор пользуются высшие руководители МВД и контрразведки, хотя его самого после снятия с должности 10 февраля 2010 г. арестовали и обвинили во всех смертных грехах (как выразился тогда его отец, «Алексей не виноват только в землетрясении в Чили»). Тогда премьер-министр (бывший и настоящий) и бывший главсек МВД Бойко Борисов решил свести с ним счеты и превратил его в глазах общественного мнения из «главного антитеррориста» республики в «главного террориста».
Показательно, что Бойко Борисов и Алексей Петров учились вместе в милицейском училище, вместе начали заниматься карате, вместе организовали первые охранные фирмы, после начала так называемой «демократии». А потом чего-то не поделили. То ли денег, то ли женщин — непонятно. Пока хорошие отношения сохранялись, превентивная работа против экстремизма и терроризма была очень успешной. И не зря это были самые уважаемые люди в государстве.
Алексей Петров был на вершине славы, и в любой момент спокойно заходил к тогдашнему премьер-министру Сергею Станишеву. Возможно, это и испугало будущего премьер-министра Бойко Борисова. Он хотел быть настоящим, независимым премьер-министром, каким и стал.
Столкновение между Алексеем Петровым и Бойко Борисовым было самым серьезным за весь период «демократии» в Болгарии. Из него Бойко Борисов вышел однозначным победителем, хотя Алексея Петрова не успели осудить ни по одному из заведенных дел. Однако премьер-министр уже получил удовлетворение, и нет никаких оснований подозревать его в неудавшемся теракте.
Как сказал один из самых серьезных болгарских экспертов по терроризму, бывший начальник отдела убийства в МВД Ботьо Ботев, «Алексей Петров мешает многим людям, потому что много знает. И есть много заинтересованных в его смерти, чтобы он замолчал навсегда».
Ботьо Ботев предполагает, что потерпевший сам начал расследование теракта, организованного против него, однако, зная его характер, можно предположить, что он не поделится полученной информацией с органами следствия и прокуратуры.
Другой бывший коллега Алексея Петрова — Златомир Иванов, более известный как «Златко-Берет», уже отрицает свою причастность к теракту. Незадолго до этого ЧП они встречались и вроде решили все спорные вопросы, связанные с их бизнесом. В свое время, когда разыскиваемый органами госбезопасности «Златко-Берет» решил, что больше не стоит скрываться, сдался он именно Алексею Петрову. Это было оправданное решение — он совсем недолго сидел за решеткой. Сейчас он опять свободен и занимается своим бизнесом.
Есть очень серьезные основания предположить, что смерть Петрова была выгодной распространителям исламского фундаментализма в Болгарии — как эмиссарам арабских стран, так и их местным пособникам. Именно они понесли очень серьезный урон в результате деятельности Петрова на прежнем высоком посту. Сейчас они готовы мстить и создавать ситуацию, когда никто больше им не помешает вербовать молодых болгарских мусульман и заселять страну мусульманскими террористами, прибывающими вместе с потоком беженцев.
Так или иначе, машина Алексея Петрова выдержала взрыв, и он цел и невредим. А это очень плохая новость для исламистов Болгарии и всего Балканского полуострова — независимо от того, находится он на прежнем посту или нет. Поэтому теракт вряд ли будет последним…