Во время недавнего визита болгарского президента Росена Плевнелиева на Украину случилось постыдное для болгарской государственности событие: накануне его прилета «майданутые» перепутали болгарский флаг с российским. И пока не выяснилось, что средняя полоса должна быть не зеленого, а синего цвета, они уже успели разорвать в клочья 15 национальных символов Республики Болгария.
На месте Росена Плевнелиева я бы повернул самолет назад в Софию сразу после того, как стало известно об инциденте. Однако он, напротив, сел в Борисполе и весело провел время в Киеве в компании своего коллеги Петра Порошенко. Злые языки утверждают, что они разговаривали без переводчика – Петр Алексеевич вырос в традиционном политическом и культурном центре бесарабских болгар – Болграде и учился в болгарской школе имени Василя Левского. Подтверждением его частично болгарского происхождения служит факт, что его отец Алексей Порошенко присутствовал на открытии болгарского генерального консульства во Львове.
Росен Плевнелиев не только проглотил унижение, но и полностью поддержал Петра Порошенко во всех его антироссийских инициативах, которые хозяин встречи огласил.
Создается впечатление, что Болгария находится в прямой экономической, политической, или военной зависимости от Украины. А этого, по идее, быть не может: экономики двух стран скорее конкурентные, чем взаимно дополняемые: газ, найденный на северном берегу Черного моря, дает возможность удовлетворить все потребности обоих болгарских государств, о чем и в Софии, и в Скопье уже неоднократно заявляли. Украина не является членом НАТО и ЕС и в обозримой перспективе не войдет в эти организации; болгарская армия не нуждается в украинской военной продукции.
В чем тогда дело? Скорее всего, заокеанские хозяева болгарского президента дали ему задание поддерживать всячески украинского партнера в его обреченном стремлении сохранять как можно дольше территориальную целостность страны за счет планомерного уничтожения и выселения русского населения и других нежелательных нацменьшинств. И Росен Плевнелиев взялся за это задание с присущей ему угодливостью, которая известна всем, кто знает его со времен работы в комсомоле и потом, когда он как начинающий бизнесмен еще не знал, на какую политическую силу ориентироваться, и старался не затеряться в окружении своего двоюродного брата – бывшего оргсекретаря ЦК комсомола, потом министра внутренних дел в правительстве Болгарской Социалистической Партии (БСП) Николая Добрева.
После смерти Добрева никто из его соратников не воспринимал Росена Плевнелиева всерьез, в том числе и лучший друг покойного – новый председатель партии Георгий Пырванов. Пришлось срочно менять ориентацию: бросить левый имидж и изображать из себя правого. Перевоплощение удалось – его приметил новый премьер-министр, генерал-лейтенант Бойко Борисов и назначил министром регионального развития. На этом посту он проявил себя блестяще. Да это было и нетрудно: распределять европейские деньги (которые в тот момент хлынули потоком в страну) и рассказывать по телевидению о прошлых эмигрантских неволях в Германии и о привязанности к музыке «Битлз». Особенно имея под рукой толковую девушку – заместителя министра Лиляну Павлову, которая вскоре заняла его пост, когда он был определен кандидатом в президенты от правящей партии «Граждане за Европейское Развитие Болгарии» (ГЕРБ). На президентском посту (в Республике Болгария у президента прежде всего представительные функции) ему не оставалось ничего другого, кроме как повторять как попугай все, что ему диктует посол США. И, конечно, изображать из себя большого патриота на всех годовщинах, связанных с рождением или смертью настоящих национальных героев страны.
На ежегодной встрече с болгарскими послами Росен Плевнелиев призвал их хвалить Болгарию везде в мире, где бы они ни находились по службе. Он, однако, её регулярно позорит, куда бы ни отправился с официальным визитом.
Всем понятно, что осенью 2016 г. его пост займет нынешний премьер-министр генерал-лейтенант Бойко Борисов. Он за последний месяц сделал ряд заявлений, направленных на примирение со своими политическими противниками, в том числе с той частью болгарской общественности, которая исповедует крайне левые идеи и последовательное русофильство.
В интервью российским СМИ он признал ущерб, который понесла болгарская экономика из-за соблюдения режима санкций в отношении Российской Федерации и из-за последовавших контрсанкций с ее стороны. Напомнил также о вековой дружбе между болгарами и русскими и о решающем вкладе армии Российской Империи в освобождении Болгарии от османского рабства. Он также признал обоснованность обвинений В. В. Путина в отношении элиты болгарского политического класса по поводу старательного выполнения инструкций заокеанского «большого брата». Выразил надежду, что «большие начальники договорятся о снятии санкций» и даже признался, что молится богу об этом… В общем, произвел впечатление марионеточного премьер-министра государства, зависимого от внешних сил. По сути, так оно и есть.
Несколько в ином ракурсе прозвучало его обращение к болгарским послам на уже упомянутой встрече. Реально он обратился не к ним, а к тем же «большим начальникам». Заверил их, что Болгария строго соблюдает свои обязанности в рамках НАТО и ЕС и не позволяет себе нарушать режима санкций, хотя терпит от них и от контрсанкций огромные убытки, намного больше, чем другие европейские страны. Не забыл упомянуть и вину Софии и лично свою в провале проекта «Южный поток», хотя подчеркнул, что он был остановлен, когда у власти стояло правительство Болгарской Социалистической Партии (БСП), протурецкого Движения Прав и Свобод (ДПС) и крайне правой партии «Атака». В сущности, это обращение было одновременно и заверением Вашингтона и Брюсселя в своей верности и извинением перед Москвой и пророссийским большинством болгарской общественности из-за сложившейся ситуации.
Неслучайно, что все это было сказано за 3 месяца до муниципальных выборов.
У Бойко Борисова очень хорошие советники, которые всегда успевают внушить ему манеру поведения, которая представляет его в качестве объединителя нации.
Нет сомнения, что в обозримом будущем он сможет остаться самым авторитетным политиком Болгарии. И в зените своей славы станет президентом на первые 5 лет, потом еще на столько же. В это время на фоне греческого кризиса относительную стабильность Болгарии никто не будет подвергать сомнению. Так или иначе, зарплаты и пенсии растут, безработица уменьшается за счет прежде всего еврофондов и зарубежных инвестиций. Убытки, связанные с санкциями и контрсанкциями, касаются в основном людей, занимающихся туризмом и недвижимостью. А это далеко не самые бедные слои болгарского общества. Терпят убытки и бизнесмены, вложившие деньги в «Южный поток», в том числе и те, кто в свое время купил участки, лежащие на его трасе, с надеждой продать их дорого компании «Южный Поток – Болгария». Однако ухудшение социально-экономического статуса этой группы избирателей не сможет спровоцировать радикальные перемены в общественных настроениях и преподнести сюрпризы на предстоящих выборах.
В этой связи слишком оптимистически звучат последние заявления председателя БСП Михаила Микова о том, что до выборов эта партия может возродиться и выиграть больше постов мэров и муниципальных советников, чем все остальные. Между тем реальная надежда на возрождение болгарской левой связана только с «Альтернативой за Болгарское Возрождение» (АБВ). В этой партии сконцентрировались самые успешные бывшие руководители БСП и некоторые политики других левых и патриотических формаций.
У других левых движений есть только теоретические шансы на успех в болгарской политической жизни. Коррупция, карьеризм, незаинтересованность в проблемах рядовых членов партии и низкий уровень деловых и личностных качеств бывших руководителей БКП-БСП поставили партию и левую идеологию на грань выживания и исчезновения. Перспективы возрождения туманные.