События на Украине и в Крыму, как можно было предположить заранее, не оставили в стороне давних партнеров нынешней российской буржуазной власти по G8 и G20. Недовольные действиями своих конкурентов, они объявили режим санкций против Российской Федерации. Выскажу довольно парадоксальное суждение: стоит поблагодарить долголетних участников «встреч с галстуками и без» с господами Путиным и Медведевым. Если режим санкций будет осуществлен в полном объеме, отечественное народное хозяйство получит неплохой шанс, как минимум, не рухнуть ещё больше в пучину мирового экономического кризиса, а то и получить новый толчок к развитию.
От введения режима санкций уже заметны кое-какие плюсы. Так, российские посредники собрались было посетить Вашингтон, чтобы обсудить там вопрос о механизмах и условиях присоединения Казахстана к ВТО. Визит отменен. Новая Зеландия не стала направлять в Москву своего министра внешней торговли и приостановила подготовку к подписанию договора с РФ и ряда сопутствующих документов о зоне свободной торговли, ещё одного «достижения» ВТО. США и Канада заморозили военное сотрудничество с Россией, Оттава выслала всех российских военных, а блок НАТО объявил о приостановлении встреч в рамках «практического сотрудничества» с РФ. Мелочи, но приятные, особенно для трудящихся братского Казахстана.
Есть надежда, что подобными демаршами процесс санкций не ограничится, тем более, что и власти РФ готовят свой ответ Бараку Обаме. Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас изъявил намерение подготовить законопроект, «предусматривающий меры адекватной реакции на угрозы западных государств ввести экономические санкции против Российской Федерации». Разрабатываемый законопроект предусматривает заморозку активов европейских и американских компаний, работающих на территории нашей страны, причем не только государственных, но и частных. По словам сенатора, планируется разработать документ, дающий президенту РФ и правительству РФ право замораживать счета иностранных представителей в российских банках, а также арестовывать имущество иностранных компаний вплоть до его конфискации в ответ на подобные действия со стороны других государств.
Разумеется, прекрасно зная, что собой представляет нынешнее российское капиталистическое государство в целом и возглавляющие его чиновники и обслуживающие интересы класса новых собственников парламентарии-единороссы, в частности, мы не будем питать особых иллюзий насчёт решимости нашей «элиты» довести процесс введения ответных санкций до конфискации и национализации.
Скорее, тут речь идёт о запугивании потенциальных участников торга с противоположной стороны. Но если ограничительные меры, вплоть до исключения РФ из ВТО, G8 и G20 всё же вступят в силу, то можно уже сейчас предположить, что они положительно скажутся на отечественных промышленности и сельском хозяйстве, финансах. Конечно, если российская власть в ответ прекратит выплачивать проценты по кредитам МВФ и иных западных финансовых агентов, и если западные державы заблокируют счета российских коммерческих структур – особенно те, что открыты в оффшорных зонах.
Напомню, что, по предварительной оценке Центрального Банка РФ, чистый отток капитала из нашей страны в прошлом году составил $ 62,7 млрд., а за один лишь январь этого года, по мнению экспертов ВШЭ, $ 20 млрд. Выступая 5 марта 2014 года на «правительственном часе» в Совете Федерации руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин назвал не менее страшные цифры: в 2012 году только наличными через границу России было перевезено $ 10 млрд. Год спустя ситуация кардинально не изменилась: «по данным таможенных органов, в 2013 году из Российской Федерации было вывезено наличных денежных средств и денежных инструментов на общую сумму $ 4 млрд». Пусть в ходе реализации режима санкций эти деньги остаются в России и, быть может, поработают на нашу экономику!
Если же дело дойдет до процедуры исключения РФ из ВТО, то это, как заметил ведущий научный сотрудник Института Экономики РАН, доктор экономических наук Олег Сухарев, «будет подарок нам к 9 Мая, ибо лучшего стимула для развития отечественных производств и национальной экономической стратегии придумать трудно. Экономическая блокада России будет сигналом для начала структурных изменений, направленных на восстановление промышленности и развитие обрабатывающих производств, усиление государственного сектора и обороны, прекращение зависимости от внешних спекулянтов на фондовом рынке, на общее оздоровление экономической жизни».
С мнением профессора Сухарева трудно не согласиться. То, как механизмы участия РФ в ВТО разрушают отечественную промышленность, и как единороссовское правительство Дмитрия Медведева оказывается не в состоянии ничего с этим поделать, прекрасно иллюстрирует история с введением и последующей отменой «утилизационного сбора» на изделия российской автомобильной промышленности. Уже в период полноправного членства РФ в ВТО, осенью 2012 года, правительство РФ попыталось было защитить отечественную автомобильную промышленность, попавшую под удар удачливых иностранных конкурентов. Удачливых в том числе и потому, что в своих странах они имеют более высокий, нежели у нас, уровень государственной поддержки. Тогда был введен «утилизационный сбор» для производителей иномарок. Продукцию наших автомобильных заводов, в условиях отмененной по требованиям ВТО таможенной пошлины на импортные автомобили, от этого сбора освободили, дав возможность его не платить при условии утилизации в будущем производимой продукции за свой счет. Летом прошлого года в качестве своеобразного «подарка» к первой годовщине вступления РФ в ВТО брюссельские еврокомиссары решили оспорить меры, предпринятые ради защиты российского автопрома, потребовав распространить «утилизационный сбор» и на отечественные авто.
Пригрозив России иском, евросоюзовские функционеры энергично нажали на правительство Медведева, благо все козыри были у них в руках.
Как выяснилось уже после подачи иска, за долгие годы переговоров о вступлении в ВТО все правительства РФ, включая нынешнее, уже совсем беспомощное, так и не удосужились позаботиться о подготовке должного числа толковых и компетентных в тяжбах по линии ВТО специалистов, которые могли бы защитить от недобросовестной конкуренции и торговых войн интересы нашей страны в международных судах. Об этом откровенно поведал медведевский заместитель Аркадий Дворкович: «Вступив в ВТО, мы начинаем играть по общим правилам игры и имеем возможность влиять на формирование этих правил и использовать их для защиты своих интересов. Пока прошло слишком мало времени, и мы ещё не научились этими механизмами пользоваться». Долгих лет переговоров и года полноправного членства, как выяснилось, не хватило, поскольку, согласно господину Дворковичу, «штат экспертов и специалистов, которые способны вести торговые переговоры и отстаивать интересы России» ещё только формируется. И пока он неспешными темпами формируется, «мы, соответственно, не получаем полной выгоды от международной торговли, на которую рассчитывали».
Итог подобной «защиты» интересов отечественного автопрома оказался предсказуем: в середине октября прошлого года Государственная Дума «в пожарном порядке» – второе и третье чтения законопроекта прошли в один день! – отменила ограничения по «утилизационному сбору». Медведевское правительство спешило не зря. Как заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов, представлявший законопроект депутатам, «принять условия ВТО мы должны до 15 октября. В ином случае нам придётся платить штрафы».
В итоге с января 2014 года российские производители стали уплачивать «утилизационный сбор» на общих основаниях. Сбор этот также распространен на автомобили, ввозимые с территории Белоруссии и Казахстана — вот тебе и «альтернативная» интеграция на базе Таможенного Союза! Налицо полная капитуляция правительства Медведева, фактически ликвидирующего данную отрасль промышленности как таковую. Уже сообщил о снижении спроса на свою продукцию и вызванное этим сокращение производства Ульяновский автозавод. Аналогичное решение о снижении выпуска продукции на своей площадке в Санкт-Петербурге приняло и руководство GM. Процесс пошёл…
Господа либералы постоянно убеждали нас, что участие РФ в ВТО откроет беспрепятственный доступ на мировые рынки отечественной продукции. На деле вышло по-иному: годовой ущерб от ограничительных мер, применяемых к российским товарам зарубежными странами, составляет, по оценкам специалистов, от 1 до 1,5 млрд. долларов США. По состоянию на 1 сентября 2013 года, по отношению к произведенным на территории нашей страны товарам применялись 74 ограничительные меры, в том числе 40 антидемпинговых пошлин, со стороны 16 зарубежных государств и Евросоюза. Так что, плюсов от участия нашей страны в ВТО не заметно, а вот минусы видны невооруженным глазом. Нынешняя беспомощная и некомпетентная власть сама ВТО не покинет. Остается надеяться на санкции.