rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
168

Гражданская война в Финляндии

165

Масштаб диагностированных страдающих Патологическим накопительством растёт. Виноват ли капитализм?

159

Война на Ближнем Востоке: кто за кого?

250

О происхождении полиции

Главная Рубрики Авторские колонки 2014 Март Особенности национальной охоты. На мамонта

Особенности национальной охоты. На мамонта

На прошедшей неделе депутат Елена Мизулина была признана сексистом года в номинации «Антиженская политика» в конкурсе «Сексист года», проводимом активистами общественного движения «За феминизм». Что ж, Елена Борисовна свою победу  заслужила честно. Да только я бы называла ее и подобную политику иначе – «античеловеческой».

И вот почему.

Я разделяю изумление Людмилы Бычковой тем, что пресловутые «традиционные ценности» так истово поддерживают женщины. И если с персонажами ее статьи – журналистками и депутатами – все более или менее понятно (это способ сделать карьеру на модном идеологическом «тренде»), то искренний и бескорыстный энтузиазм многих  дам вне власти и медиа по поводу «истинного предназначения» Женщины кажется мне очень странным. Но при этом та настойчивость, с которой вполне себе неглупые мужчины отстаивают традиционный гендерный уклад, кажется мне даже более удивительной.

Ведь на самом деле, мужчины поборники Домостроя сегодня добровольно отказываются от партнера и друга в лице женщины, предпочитая отношения хозяина и прислужницы, рыцаря и дамы, мачо и болонки (блондинки) и т.п. Не знаю уж, что именно в головах у традиционалистов принимает образ «традиционных отношений мужчины и женщины». Да только что бы в этих горячих головах ни выдавало себя за традиционную семью и вечные роли М и Ж, в современном обществе утверждение домостроевских обычаев есть утопия, за которой могут реально стоять только вполне реальные отношения купли-продажи.

В последнее время я все чаще и чаще сталкиваюсь с изумительно консервативными взглядами моих студентов, в первую очередь мальчиков. Однако и девочки часто готовы на традиционное разделение гендерных ролей при условии, что «мужчина отвечает за семью и обеспечивает». То есть мы согласны отказаться от свободы, но только при солидных гарантиях. А иначе – ни за что! Такой наивный цинизм гораздо лучше всяких криков про Предназначение, Природу и Нравственность иллюстрирует то, чем на деле оборачивается игра в «добытчика» и «хранительницу очага», которой так увлеклись многие современные мужчины. Вы хотите покорности – сколько угодно! Но не даром, не даром, а только если будешь обеспечивать! Вопрос на засыпку таким релятивистским традиционалисткам: а если вдруг перестанет обеспечивать, заболеет, например, или разорится? А вы уже все профессиональные возможности пропустили? В основном выкручиваются, как могут, но в каждой, подчеркиваю, в каждой группе, в шутку ли, всерьез, тихо или громко, но обязательно кто-нибудь скажет: «Так ведь другого можно найти».

Сколько ни склоняй словосочетание «традиционные ценности», не станет понятней, что это такое сегодня. Но есть история, и есть современная реальность, их не отменишь по желанию. То, что сегодня ревнители «исконной» нравственности  называют «традиционной семьей», было привязано к обществу определенного типа, в котором такая семья выполняла соответствующие функции.  А насколько сегодня реально востребована эта самая традиционная семья?

В России женщины сегодня составляют 49% всех занятых в экономике. Среди руководителей органов власти и управления всех уровней женщин 39%, среди специалистов высшего уровня квалификации во всех областях –  68%. Правда, заработная плата женщин в России составляет только 64% от мужской. Даже в насквозь феминизированных образовании и здравоохранении женщины зарабатывают в среднем меньше мужчин. Эта ситуация сегодня связана не только с эффектом «стеклянного потолка» или «липкого пола», но и с дискриминацией социальных отраслей. Женщинам труднее подняться по карьерной лестнице, и их большинство в так называемых «бюджетных», не избалованных финансированием отраслях.

По данным переписи населения 2010 года 22% россиян старше 15 лет имеют высшее образование: 20,5%, мужчин и 23,5% женщин.  А вот в возрасте 30 – 34 года высшее образование имеют почти 27% мужчин и 37% женщин. Российские женщины уступают мужчинам в уровне образования только в самых старших возрастах, после 65.

Итак, рост популярности высшего образования как социального лифта женщин затронул в большей степени, чем мужчин. Ухудшение качества высшего образования – это общая проблема в современной России, она касается и мужчин, и женщин. Но как бы ни ухудшалось образование, его до сих пор можно использовать как преимущество на рынке труда, и, что немаловажно, оно формирует у человека определенный набор социальных и культурных потребностей и ожиданий. И согласно логике «домостроевцев» женщина с образованием как минимум не ниже, чем у мужчины, должна засунуть в глубину комода все эти потребности-притязания-ожидания и хранить очаг до умопомрачения, пока повелитель гоняется за мамонтом. И благостность такой картины сегодня не более реальна, чем этот самый мамонт, спасающийся от кучи мужиков в костюмах, с мобильниками и ноутбуками, несущихся за бедным животным на автомобилях.

По большому счету нет у «традиционной семьи» сегодня и культурной базы. Даже самые ярые ревнители традиций в повседневной жизни следуют вполне современным практикам, как в профессиональной, так и в личной жизни. Или что, кто-то отказывается от женской рабочей силы? Или, может быть, современные мужчины считают поцелуй обещанием непременно жениться? Я ничего не пропустила?

А вот у гендерных стереотипов сегодня есть реальные социальные функции. Идеологически анти-феминистская какофония очень выгодна государству, которое под шумок о «традиционных ценностях» отбирает все больше и больше социальных прав, перекладывая свои социальные обязательства на семьи.  Раз, де, возвращаемся к истокам, то сами себя обеспечивайте, учите и лечите, да на старость откладывайте.

Разглагольствования о том, что женщины глупее, потому что у них мозг меньше (привет от профессора Савельева) могут быть на руку как мужчинам, так и женщинам. Первым приятно быть умнее по определению, не нужно предъявлять результаты интеллектуальных усилий, первичных половых признаков достаточно. Опять-таки можно улизнуть от неприятной домашней работы не просто так, а на глубоко научной основе, принципиально. И даже гордиться этим! Женщинам же такие рассуждения порой импонируют (сталкивалась не раз!), поскольку это оправдание снижения требований к себе, возможность обрести смысл жизнь и статус без особых (якобы) усилий. «Я женщина, какой с меня спрос!»

В результате в проигрыше все, кроме государства. Женщины сдают позиции, рассчитывая погружением в семью избежать многих проблем, и в результате получают проблемы сложнее. Мужчины покупаются на возможность безусловного дешевого доминирования и либо задыхаются в погоне за мамонтом, либо тихо спиваются, не догнав. А все вместе мы позволяем государству традиционно грабить себя, покупаясь на наскоро сляпанную национальную идею.

Конечно, и в современной семье супруги по взаимному согласию могут разделить сферы ответственности, но это не следование «традиции», не реализация «вечного предназначения», а рациональный выбор. И уж, конечно, не повод для чьего-то доминирования или подчинения.

Вспоминая комментарии к прежним моим статьям на эту тему, предвижу нападки и на этот раз. Де, настоящая женщина следует «природе», «своей сущности» по зову сердца, а не из корыстных соображений. Корыстны и аморальны как раз проклятые феминистки.

Ну, я предупредила вас, дорогие хранители мамонта, а там уж сами. Позвольте только напомнить вам, что, например, Элен Безухова и госпожа Бавари, безусловно, традиционные женщины, а крови мужчинам попортили немало. Из «мягких» вариантов традиционной дамы могу предложить миссис Беннет из «Гордости и предубеждения», тоже не сахар.  Разумеется, есть еще и княжна Марья, и Элизабет Беннет, и Долли Облонская, и многочисленные тургеневские барышни. Но заметьте, что почти все классические героини с мозгами и совестью страдали от ограничений, связанных с традиционным распределением гендерных ролей, с отстранением женщин от приятия ключевых решений в общественной и семейной жизни. Женщины недалекие и бессовестные как раз чувствовали себя лучше и использовали свою «слабость» на полную катушку.

Сегодня же реализация домостроевской утопии означает последовательный и добровольный отказ женщин от уже завоеванных преимуществ эмансипации и от возможности принять равную с мужчинами ответственность за семью и общество. Вместо традиционного рабства женщинам предлагается добровольное, а это уже совсем иная песня. Добровольный раб – это позиция, чреватая исключительной моральной гибкостью, весьма опасной для хозяев.

Мар 3, 2014Анна Очкина
3-3-2014 Авторские колонкигендерные исследования, Россия, феминизм2
Фото аватара
Анна Очкина

Кандидат философских наук, зав. кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета. Заместитель директора ИГСО, член редакционного совета журнала "Левая политика", социолог.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Алексей Косыгин: надо сделать эффективной плановую экономику!“Вежливая интервенция” и украинская революция
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру