Итак, приговор восьмерке «болотных узников» зачитан. Никаких неожиданностей нет, да и быть не могло. Сроки — чуть ниже запрошенных прокурором. Однако даже с учетом отсиженного каждый получил минимум год реального срока. Можно порадоваться разве что за Александру Духанину, получившую условный срок благодаря принадлежности к женскому полу. Есть слабая надежда на кассацию, но надо помнить, в каком государстве живем. Да и Олимпиада уже отгремела, аттракцион барской милости закончен. Углубляться в кафкианскую сущность процесса не буду, об этом уже написаны тонны материала. Ребят ждет продолжение их нелегкого испытания, которое они пока что выносят самым достойнейшим образом. Оставшимся на свободе надо подумать, что можно и нужно предпринять теперь.
События 6 мая 2012 года прогремели на всю страну. Событие было слишком масштабным, чтобы его замолчали даже центральные телеканалы. Однако хорошую узнаваемость «болотники» имеют исключительно в политизированной среде. Среди широких масс они, мягко говоря, не слишком известны и популярны. В чем дело? Узники Болотной моментально стали одной из ключевых тем оппозиционных СМИ. Им действительно посвящается немало статей и уличных мероприятий. Но в какой роли обычно преподносятся политзаключенные? «Отпустите ни в чем не виноватых!» — только и слышится на любом пикете в защиту болотников. За что они сидят, чего добивались на той самой площади — об этом практически ни слова. Неосведомленной публике предлагается просто пожалеть бедных и несчастных. Русский народ к жалости склонен. Но склонен и верить зомбоящику, который выставляет осужденных погромщиками и без пяти минут убийцами. Отсутствует конструктив, который бы вызвал реальную симпатию и уважение, мотивировал к деятельной поддержке.
Почему так происходит? На самом деле, тема политзаключенных — единственно допустимый на сегодня момент консолидации либералов с левыми. Как только социальная повестка выйдет на первый план (скажем, во время кризиса), либералам без левых места на оппозиционной поляне не найдется в принципе. Вот и навязывают они нам свою дружбу, на что некоторые ведутся. Давайте в унисон плакать и приходить еще! Только не очень громко (помню, как нам с камрадами либералы в автозаке выговаривали за то, что мы «радикализировали» их скучный пикет.) Даже кастрированные социальные требования маршей нынче предпочитают не озвучивать. Роль плакальщиков проще и привычнее. Горе, конечно, сближает, но арест сегодня это не горе, а суровые будни борьбы. Либералы плохи не тем, что поддерживают узников Болотной (многие рядовые гражданские активисты действительно помогают и письмом, и передачей, и акциями). Плохо, что они задали этот жертвенный дискурс и навязывают его нам.
Представляете, как бы выглядели народовольцы, если бы все только и ныли про их наказание? А эти люди в собственных последних выступлениях по факту доносили до народа свою программу, поскольку это была наиболее удобная форма агитации на тот момент. Сами «болотники», между прочим, тоже отлично выступали в суде. Почитайте, например, текст последнего слова Алексея Полиховича или Степана Зимина. Среди подсудимых реально доминируют люди левых взглядов. Поэтому сейчас левым необходимо задать «болотному делу» правильный вектор.
За решеткой — наши военнопленные. Их изолировали, но борьба продолжается. Им нужна поддержка, но лучшая поддержка — это наша атака на власть капитала. Нужно, как говорит амнистированный Дмитрий Рукавишников, чтобы нам не было стыдно перед освободившимися за то, что ничего не изменилось, что мы не продолжаем их дело.
Необходимо вывести борьбу за политзаключенных на новый уровень, перейти из обороны в атаку. Растут цены и тарифы, сокращаются рабочие места, гробится социалка — ведь против этого и выходили люди на 6 мая. Жалеешь об ухудшающихся условиях жизни? Так надо было выходить тогда, когда ты не мог решиться, а они смогли! Пусть «болотники» будут страшны для режима даже за решеткой, служа примером сопротивления. К тому же достойных примеров в нашей новой истории, к сожалению, не так много. Пусть все знают, что невинно сидящие выходили не за пиарящегося на них Навального, оппозиционных олигархов или права ЛГБТ, а за требования, которые действительно разделяет большинство. И которые будут становиться актуальнее день ото дня. Наши, левые требования.
О письмах, передачах, пикетах и прочем говорить не буду, ибо их необходимость очевидна. Портреты ребят — на каждое левое мероприятие. Важно связать «болотников» и продолжающуюся борьбу. «Помнить — значит бороться!» — скандируем мы даже на акциях памяти. Герои Болотной живы, поэтому их нужно не оплакивать, а поднимать и достойно нести знамя. Это и будет лучшей поддержкой.