Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
102

Коротко о национализме

163

Дайджест новостей на 23 марта

173

Националы и Мечтатели: грузинская политика сегодня

188

Патриотизм — не традиционная ценность

Главная Рубрики Авторские колонки 2013 Декабрь 12 «Патриоты» угробят Россию

«Патриоты» угробят Россию

Твитнуть

В 1976 году известный английский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз предположил, что некоторые культурные символы ведут себя в точности, как гены: передаются из поколения в поколение, подчиняют поведение своих носителей целям своего выживания и т.д. Он назвал их мемами.

Весь незамысловатый российский «патриотизм» нашего времени состоит из нескольких мемов. Но они уже живут вполне самостоятельной жизнью, полностью оторвавшись от тех смыслов, ради которых когда-то были созданы. И быть патриотом (пишу дальше это слово без кавычек) в наше время значит – полностью подчинить свою волю и сознание господству мемов патриотизма. Современный патриот не станет допытываться у тебя, каким ты видишь благо Родины. Он всего лишь проверит тебя на верность некоторым мемам. И если хоть раз допустишь ошибку, то ты уже не патриот, в его понимании.

Мы тоже допустим ошибку, если предположим, что главными мемами являются верность власти и РПЦ. Нет, мемы не так просты. Они допускают сомнение насчёт главных «институтов государственности», иначе бы не возникла (кстати, тоже подобная мему) конспирология. Мемы формулируют себя в виде ценностных установок. И, стремясь воплотить в жизнь эти не подлежащие сомнению ценностные установки, патриот радостно готов уничтожить свою Родину.

Возможно, что упущу из виду какие-то один-два важных патриотических мема, но постараюсь всё-таки перечислить главные.

Итак, мем первый – нравственность.

Он возник и оформился в 1990-е гг. в процессе реакции населения на либеральные реформы, сопровождавшиеся пропагандой (до известной степени) сексуальной эмансипации. Поэтому массой населения консервативный поворот в области морали, начатый в 2000-е гг., был воспринят (совершенно неправомерно, но характерно) как отказ и от либеральной социально-экономической модели. «Нравственность» стала восприниматься как символ перемен к лучшему, точнее – возвращения «добрых старых» времён. Ну, а поскольку эти времена в полном объёме так и не возвращаются, тяга к ригоризму усиливается. Недостаточно восстановили «нравственность», надо бы ещё, тогда полегчает – эти настроения создали почву для самостоятельной жизни мема. И вот уже, чтобы быть патриотом, надо быть за «нравственность» в том смысле, который насаждается этим мемом.

А в чём состоит современная «нравственность» в российском «государстве-цивилизации», – об этом можно лишний раз не рассказывать. Впрочем, если кто ещё сомневается, добавлю: она состоит, кроме всего прочего, в том, чтобы лишить женщин равных юридических прав с мужчинами. Это мотивируется патриотами тем, что «в защите нравственности обратной дороги нет». А также – в государственно-церковном крепостном праве на сирот. О «нравственности», полагаю, достаточно.

Мемы размножаются. Мем нравственности породил несколько дочерних мемов: «традиционные семейные ценности», гомофобию, рясоверие и веру в силу размножения.

«Традиционные семейные ценности» на данном этапе заключаются в том, что, как говаривал один герой А.П. Чехова, «каждый индивидуй обязан вступить в брак». И не только это, но ещё и произвести Родине (не себе! не семье!) детей – двух как минимум, а лучше больше. Патриотов не смущает превращение брака и деторождения из естественной потребности пола в обязанность перед государством. Хотя такое превращение может вызвать отвращение к самому предмету и произвести обратный эффект, патриот никогда этого не признает. Геи и чайлдфри – протест против обязательности брака и размножения? Нет, – скажет патриот, – это просто больные люди, и наша задача – очистить от них Россию. Ну, а как быть, когда россияне всё-таки стараются завести двуполую семью и детей, однако любой ценой – не в этом государстве? Тоже враги, – убеждённо скажет патриот, – детей отобрать и отдать церкви на воспитание, а сами пусть катятся или на Колыме лес валят.

Итак, значит, очистить Россию от тех, кто, по мнению патриотов, не разделяет «традиционных семейных ценностей» и ведёт себя вразрез с ними. Мне уже приходилось писать, что истоки нынешней гомофобии восходят к тем же 90-м гг. Предположим, что патриотам удалось воплотить свою голубую мечту и выслать из страны или сгноить в лагерях всех геев и лесбиянок. Через какое-то время патриоты с удивлением обнаружат, что жизнь в стране не стала лучше в материальном смысле – ожидаемого процветания не наступило. Естественно, они будут искать других врагов, чтобы очистить страну и от них. Через какое-то время, если патриотов заранее не остановить, дело, после атеистов и евреев, дойдёт до интеллигенции вообще как таковой (за исключением тех, кто получил охранную грамоту от самого патриарха, естественно – кто-то же всё-таки должен учить школьников покорности властям и патриотизму!).

Далее, вера в «нравственность», «традиционные семейные ценности» и заразительность нетрадиционного секса для патриотов сочетаются с такой же истовой верой в спасительность рясы священнослужителя РПЦ для дела нравственности. От патриота не требуется вера в бога. Тем более – не нужно патриоту знать евангелие, символ веры и прочие сложные штуки (хотя, конечно, никто не запрещает, но не это главное). Главное – верить в то, что задачу воспитания «нравственности» в народе лучше всего может выполнить духовенство. А наилучше всего – если дать духовенству всю полноту власти в области науки, образования и воспитания, посадить на усиленный откорм за государственный счёт (плюс десятина от доходов каждого гражданина) и освободить от всяких налогов. Рациональные аргументы для доказательства эффективности такой политики (да и для чего-либо иного) патриоту излишни. Рясоверие – опасный мем наших дней, он полностью выносит своему носителю мозги.

Вера в количество народа как основу силы государства возникла независимо от указанных мемов, но сейчас тесно взаимодействует с ними. И в советское время существовал культ пушечного мяса и рабочих рук – в виде культа «матерей-героинь», чьё высшее женское достоинство почиталось в конвейерном производстве народонаселения. Этот культ у патриотов обострился на почве «исторических разоблачений» конца 80-х – начала 90-х гг. Тогда вдруг «выяснилось», что «репрессии большевиков» косвенно уничтожили «сотни миллионов русских людей». Начались стенания: «Ах, если бы сейчас русских был миллиард или хотя бы полмиллиарда, то мы бы уже правили всем миром!» Впрочем, совершенно непонятно, как то и другое могло бы осуществиться, но мы уже поняли, что отсутствие рационального мышления – непременное условие того, чтобы стать настоящим патриотом.

Суммируем идеал патриота. Россия – страна, где живёт миллиард голодных (кормиться-то им чем, в самом деле?), озлобленных людей, которые занимаются только тем, что под руководством священников создают народные дружины и рыскают по городам и весям, отыскивая прячущихся геев и атеистов, чтобы отрезать им детородные органы (а то ведь уже целый миллиард православные бабы нарожали!). Понятно, что от инородческих мигрантов, как нелегальных, так и легальных, страна уже освободилась. Правда, кто в этакой стране работает, не очень ясно…

Утрирую, скажете? Ничуть. Поборите в себе отвращение и суньтесь на часок в любую патриотическую Интернет-помойку. Лучше в несколько, для полноты впечатлений. Сначала, например, в такую вроде бы респектабельно-черносотенную, как «Русская народная линия». Потом добавьте к ней, как пикантную приправу, откровенно фашистский блог идеолога партии «Родина». И на десерт скушайте проект «Русский миллиард» Николая Старикова, где на первом месте – увеличение населения страны до этой сакральной цифры, а планы необходимого для этого развития производительных сил стыдливо спрятаны так глубоко, что и не сыщешь.

После этого вы поймёте: здесь нарисован если не открыто сформулированный идеал патриотов (впрочем, обычно патриот не в состоянии сам логически сложить все части своего «мировоззрения»), то неизбежное следствие осуществления всех их благочестивых рекомендаций.

К этому ещё можно добавить мемы «единства русской нации» («все русские едины и на одно лицо, нет никаких поморов, сибиряков и т.п., а казак – только тот, на ком форма, и лишь потому, что на нём форма»), «русский – значит православный», «весь мир – наши враги», «Иран – естественный союзник России против сатанинского Запада» (как сочетаются два предыдущих – понять невозможно, но абсурд естественен для патриота), «духовный (или гуманитарный) суверенитет России». Последний означает новое издание железного занавеса и полную культурную, интеллектуальную и техническую деградацию России как заповедника новейшего средневековья. Все они в совокупности с ранее описанными составляют мемплекс патриота. Впрочем, это уже незначительные штрихи, дополняющие картину.

Какие новейшие научные технологии (о которых иногда возмечтает такой патриот, как Максим Калашников) могут быть в стране победившего патриотизма? Ведь теология – царица всех наук, да и зачем, в сущности, нужна развитая оборонка такой стране? Ни один «геополитический конкурент» не станет пытаться уничтожить государство, уже сейчас служащее всему миру наглядным и ярким примером того, как НЕЛЬЗЯ жить.

Дек 12, 2013Ярослав Бутаков
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
12-12-2013 Авторские колонкипатриотизм, Россия, РПЦ4
Ярослав Бутаков
Ярослав Бутаков

Кандидат исторических наук, политический эксперт, публицист.

Бензиновый феодализмКультурные итоги «Рабкора»
  См. также  
 
Коротко о национализме
 
Дайджест новостей на 23 марта
 
Националы и Мечтатели: грузинская политика сегодня
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру