Новость о том, что левые силы готовят митинг против всех кандидатов в мэры Москвы, вызвала неожиданно бурную реакцию. Группу ВКонтакте этого мероприятия, набравшую менее чем за сутки 700 участников, атаковали одновременно боты Кремля и Навального. Почерк у ботов был совершенно одинаковый, что подтвердило правильность посыла готовящейся акции. Но это ещё не всё — политизированные юзеры всех мастей буквально забросали стену своими комментариями, как одобрительными, так и осуждающими. При этом немалая часть этих комментаторов — люди, в общем-то, не имеющие тесных связей ни с одной из политических тусовок.
Ещё более драматически развивалась ситуация внутри самих левых организаций — Левый Фронт вёл себя так, как будто левая рука не ведает, что творит правая. Старые активисты во главе с Василием Кузьминым активно готовились к мероприятию. В то же самое время, другие активисты по давно заведённой практике коммерческой работы на КПРФ участвуют в предвыборной кампании Ивана Мельникова. Нет никаких претензий к нищим рядовым активистам, которым лишняя копеечка на вписке не помешает, более того, прежде такую работу можно было считать относительно нормальным явлением. Так оно и было, пока интересы КПРФ — хотя бы на местном уровне — не вступали в противоречие с интересами организаций, активисты которых на неё работали. Что же касается верхушки КПРФ, то до них было далеко, что и позволяло сдерживать рвотные позывы по отношению к Зюганову и его ближайшему окружению.
Сейчас же, во время предвыборной кампании, когда КПРФ пытается мобилизовать всех, даже сепаратистов из МОК, подобные противоречия проявляются, и тому же Левому Фронту это выходит боком. Что касается самого МОК, то здесь тоже царила неразбериха и хаос, и если на недавнем собрании Форума Левых Сил по маршу «Антикапитализм-2013» присутствующие представители организации высказались за поддержку Мельникова, то потом мы с удивлением обнаружили ряд его членов в группе, посвящённой бойкоту выборов. При этом речь идёт не об отдельных сепаратистах, а о довольно значимых лицах, таких как Денис Зоммер, секретарь горкома КПРФ и помощник депутата Госдумы Бориса Кашина. Вполне возможно, что привыкшие к спокойной, размеренной аппаратной работе МОКовцы просто растерялись, когда речь зашла о том, чтобы решительно, а главное — быстро, определиться со своей позицией. Не стоит их за это винить — до недавнего времени почти все конфликты и разногласия среди нашего левого движения имели важность исключительно для него самого как некой вещи в себе. Мы все, действительно, плыли в одной лодке, как бы ни относились друг к другу.
Но в чём же тогда уникальность сложившейся на сегодня ситуации? Разумеется, дело вовсе не в одной акции по бойкоту выборов мэра Москвы, от которой самой по себе не стоит ожидать какого-либо прорыва. Но не следует забывать, что относительная тишина на фронте политической борьбы является ничем иным, как затишьем перед бурей. Душная предгрозовая атмосфера налицо — едва успели уйти на каникулы депутаты Госдумы, как роль «взбесившегося принтера» взяло на себя правительство, выпустившее откровенно антисоциальное постановление о «социальной норме потребления электроэнергии». Близится сентябрь, когда вернувшиеся из отпусков люди обнаружат, что за лето всё стало не просто хуже, чем в прошлом году, – они увидят вокруг себя самый настоящий кризис, который эксперты ИГСО так давно предсказывали. Конец августа – сентябрь уже сейчас обещает быть богатым на протестные мероприятия, что накладывается на предвыборную кампанию в Москве: Учёные из РАН при поддержке левых и социальных активистов уже проводят кампанию по защите науки и образования, которая выльется, как минимум, в две массовые акции в конце августа – начале сентября. К этим акциям неизбежно присоединятся медики, сотрудники ВУЗов, учителя и студенты. Тем более что для преподавателей и студентов Минобразина приготовила новый сюрприз в виде резкого сокращения преподавательских ставок и бюджетных мест. На сентябрь запланирован и традиционный марш «Антикапитализм-2013», а также контр-саммит в Санкт-Петербурге. Судя по всему, не обойдётся осенью и без мощной волны забастовок и стихийных протестов в провинции.
В такой обстановке часть левого движения, которая плотно взаимодействует с социальными инициативами и рабочим движением, заинтересована скорее в доверии масс, чем в сомнительной поддержке остальных сегментов «оппозиции». Не случайно многие сейчас приходят к пониманию, что «оппозиция» — как либеральная, так и консервативная — представляет собой не что иное, как политический класс, суб-элиту, по своим методам и, что самое главное, коренным интересам едва ли отличающейся от правящей элиты. В статье Ярослава Бутакова «Просвещённый элитизм» как распространённая иллюзия нашего времени» это показано на примере разнообразных консервативных движений и организаций. В свою очередь, моя недавняя колонка на Рабкоре, спровоцировавшая немалую полемику даже в рамках редакции, дезавуирует в этом плане либеральную часть нашей оппозиции. И если первая статья не вызвала нападок среди левых и близких к ним кругов — ну едва ли кто-то в движении питает особенные иллюзии по поводу вяло фрондёрствующих чиновников, бизнесменов и попов — то на меня посыпались самые разнообразные обвинения, причём не только от фанатов Навального и других либералов. Ещё больше грязи полилось на активиста Левого Фронта Андрея Рудого, опубликовавшего на «Эхе Москвы» статью-ликбез «Почему левые против Навального». У этих нападок была одна интересная особенность — попытка обвинить нас в «неосознанной работе на Кремль». Такой мыслительный кульбит — признак больного конспирологией сознания, неспособного ни мыслить вне шаблонов, ни действовать самостоятельно. Для человека с таким сознанием любая свобода представляется в принципе невозможной, и у него вызывает острейшую аллергию наш призыв действовать самостоятельно и думать своей головой. В этом плане я полностью присоединяюсь к Андрею Рудому, когда тот ссылается на классическую работу Эриха Фромма «Бегство от свободы».
Так что, товарищи коммунисты, социалисты и анархисты, перед вами наконец-то встал ребром важнейший вопрос: С кем вы? С массами, которые в меру своих сил — вернее, пока что можно сказать, слабости — борются за свои социальные права и человеческое достоинство. Или с разномастными суб-элитами, единственный интерес которых — протиснуться к кормушке и занять полноправное место среди грабителей и эксплуататоров нашего многострадального народа. Вопрос этот я ставил и раньше, ещё полтора года назад в статье «Поток и болото». Не сказать, чтобы мои слова были гласом вопиющего в пустыне, но мысли эти были в немалой степени преждевременными. Схожий посыл имела и не опубликованная на Рабкоре из-за своей скандальности статья «От Эберта и Носке до Удальцова и Сахнина», написанная по итогам зимнего съезда Левого Фронта. Здесь я уже был далеко не одинок, но противодействие было настолько резким, что мне пришлось даже немного сдать назад. Что ж, своей собственной позиции я не поменял, как говорил Мартин Лютер, на том стою и не могу иначе. Сейчас уже есть все основания думать, что в данном случае история меня оправдала. Грядущие осенью события будут в известном смысле моментом истины.
На этот раз раскол пошёл гораздо глубже, хотя формально как будто ничего и не произошло. Ведь на том же Форуме Левых Сил довольно часто бывало, что один состав собравшихся отменял решения предыдущего собрания, на которое пришел немного иной состав. Но сейчас такие демарши прямо мешают не только локальным акциям «для своих», они создают препятствия на пути консолидации социального протеста, которой сейчас занимается наиболее передовая часть левых активистов. Исторический разлом пролегает не по границам организаций, а внутри них самих, неизбежно разделяя недавних соратников. Да, этот принцип набил уже всем оскомину, но для того, чтобы объединиться, сначала нужно размежеваться.
Пусть те, кто до сих пор рассчитывает усидеть на двух стульях, не обольщаются — как бы они ни пытались выслужиться перед оппозиционными суб-элитами, на что-то большее, чем роль мальчика на побегушках им рассчитывать не придётся. И что самое неприятное, такое поведение больше уже не назовёшь «критической поддержкой» — это уже будет откровенной подменой понятий. Не мешает вам, господа оппортунисты, учесть и такое обстоятельство: в кризис даже правящей элите приходится затягивать пояса, откуда же тогда у оппозиции найдутся лишние ресурсы и места у кормушки?
Люди хозяйственные тоже воспротивятся — но как же, у либералов и КПРФ есть деньги и медийный ресурс, куда мы без них? Ничего, справимся — на примере борьбы за РАН я видел, как быстро и оперативно по созданной учёными и активистами сети разлеталась информация, включая рабкоровские статьи и новости с полей. В денежном вопросе, как я уже писал, те же либералы проявляют немалую скупость. Там, где левые активисты отдают едва ли не последнюю копейку, либеральные бизнесмены лениво швыряют две-три тысячи рублей из своих многих сотен — не такие уж неподъёмные для нас деньги — мол, вот наш вклад, дальше мучайтесь как хотите. Неужели после этого хоть у одного честного борца с капитализмом найдётся аргумент за то, чтобы оставить всё по-старому? Так или иначе, именно от того, сможет ли левое движение выйти из-под опеки оппозиционных элит, и зависит его будущее. Вот он, товарищи, наш экзамен на политическую зрелость, стойкость и преданность идеалам.