Судя по отчетам в СМИ и блогосфере, главным событием апрельского журналистского съезда стало то, что в первый день сцену украшал плакат «Х–й съезд Союза журналистов России», а во второй дефис и букву «й» замазали
3 мая — Всемирный день свободы печати. Российская пресса встречает его, борясь с нравственной цензурой, морально самоочищаясь и экспериментируя с новаторскими бизнес-моделями.
В трактовке СМИ, вторым по значимости для «Х–го съезда» событием стало «захлопывание» вице-спикера Государственной думы Сергея Железняка. Причина понятна. Железняк — автор закона о штрафах за мат в СМИ, он же недавно пригрозил прессе карами за публикацию «заказухи», а также лишением некоторых налоговых льгот. Не успела эта одиозная личность и рта раскрыть на трибуне, как в зале раздались издевательские аплодисменты. Они сопровождали все выступление депутата, в результате он покинул трибуну, ничего толком не сказав.
Я обратил внимание, что данная протестная акция была подобна землетрясению — аплодисменты сначала раздавались в одном и том же ряду, а потом волнами расходились по залу. В эпицентре неизменно оказывался делегат из дальневосточной республики.
Я познакомился с ним прямо перед этим заседанием. Он называл себя моим старым другом, хотя я не мог вспомнить, в какой редакции работает. И вообще производил впечатление человека уставшего — то ли из-за долгого перелета и разницы во времени, то ли после посиделок накануне с коллегами, приехавшими на съезд со всей страны.
Вот что показалось мне странным. Вице-спикер Железняк прежде чем взойти на трибуну довольно долго сидел в зале, слушая выступления делегатов съезда. Сгонять его с трибуны, не допросив, чем он руководствуется, душа свободу слова, и как собирается душить ее впредь, показалось мне верхом журналистского непрофессионализма.
Зато гламурный депутат Алексей Митрофанов, председатель думского комитета по СМИ, недавно предложил создать суд по нравственности с правом штрафовать медиа на десятки миллионов рублей. На съезд он прибежал прямо в президиум, стремительно выступил и так же стремительно убежал, не успев вызвать аллергию у упомянутого лидера всероссийского журналистского общественного мнения с Дальнего Востока. Посему провожали его хоть и жидкими, но все же одобрительными аплодисментами. По каковому поводу тихо матерился сидевший рядом со мной руководитель неправдоподобно успешного независимого издательского дома из той же далекой республики.
Однако и сам мужественный оппозиционер позже стал жертвой цензуры. Он чуть ли не силой пытался пробиться к трибуне, но слова ему президиум так и не дал.
В «крестовый поход» за моральное очищение журналистских рядов вышла газета «Известия». Она раскрыли тайну развода главного редактора газеты «Коммерсантъ». Оказывается, жена уличила его в том, что на любовниц он тратит не только личные, но и семейные деньги. Брак распался. Оставшись один, главред не просто не стал платить алименты на сына с месячной зарплаты в один миллион рублей, но даже поколотил бывшую тещу. Теперь ему грозит тюремное заключение сроком до 3 месяцев. Уверен, что газета «Известия», исторический бренд и синоним качественной журналистики, информирует об этой перипетии своего читателя исключительно в назидание всем дебоширам и алиментщикам, затесавшимся в наши ряды.
Ну, а с бизнес моделями экспериментирует телеканал «Дождь». Его ген.директор Наталья Синдеева сообщила в одном из интервью, что собирается ввести плату за просмотр передач в Интернете. Она назвала две причины финансовых трудностей оппозиционного канала. Первая — давление власти на рекламодателей. Вторая — ведущий Леонид Парфенов, который стоит «немерено дорого». Видимо, введение платы поможет справиться с обеими напастями.
В связи с нашим общим праздником 3 мая хочется пожелать успеха всем и во всём.