Пока Израиль и американцы бряцают оружием, а палестинцы ждут чуда от признания Организацией Объединенных Наций их государственного статуса (пока ещё лишь в качестве наблюдателя при ООН), всё идет своим чередом. Никакого перелома ждать не приходится, всё происходящее оказывается лишь очередной вехой затянувшегося конфликта, длящегося уже 65 лет.
Уже через несколько часов после заявления о новом статусе Палестины, Израиль выступил с собственным заявлением о строительстве новых незаконных поселений (согласно международному праву все израильские поселения на оккупированных территориях незаконны). Участок для строительства был назван «Зоной E1». Несколько европейских стран отреагировали на это с большим раздражением, чем обычно, но вскоре переключились на другие, более насущные проблемы. США назвали недоброжелательный жест Израиля «контрпродуктивным», но тоже вскоре позабыли о проблеме. Палестинские активисты, которые пытались противостоять незаконным действиям Израиля, установив палатки на участке, размеченном для строительства, были насильственно выдворены.
Палестинская администрация Махмуда Аббаса бездействует, сохраняя свой достойный жалости статус.
Она по-прежнему служит буфером между оккупантами и массой подвергающихся этнической чистке и справедливо разгневанных палестинцев. Само ее существование было бы невозможно без согласия Израиля. Несмотря на все гневные речи, пресс-релизы и конференции, она — фактически субподрядчик израильской оккупации, обеспечивающий, например, безопасность Израиля в обмен на неформальные блага для тех, кто связан с Администрацией. Примерами такого рода привилегий может быть упрощенное получение работы или коммерческого контракта. Этот симбиоз предотвращает любую серьезную конфронтацию между Израилем и ПА. Если нынешний статус-кво будет существенно нарушен, проиграют обе стороны. Для Израиля вновь нести всю ответственность Оккупирующей Державы, согласно международному праву, будет означать непомерный политический и финансовый груз, который затормозит строительство новых поселений в Восточном Иерусалиме и на Западном Берегу Иордана. Фактически Израиль сейчас может пользоваться всеми преимуществами военной оккупации, не платя за это достаточную цену. Для Аббаса прекращение работы Палестинской Администрации значило бы финансовое и политическое самоубийство, крупные неприятности для функционеров партии ФАТХ и всех, кто связан с ним лично.
Но все же нужно хоть как-то демонстрировать наличие «мирного процесса», чтобы обе стороны могли сохранить лицо. Израилю – чтобы завершить планы строительства поселений, ПА — чтобы поддержать свое предприятие.
На самом деле, решение Израиля от 30 января о разморозке 100 миллионов долларов из налогов и тарифов, собранных от имени Палестинской администрации (которые Израиль задержал или как говорят некоторые, похитил, наказывая ПА за подачу заявки в ООН) – предварительная подготовка к тому, чтобы вернуться к бессменному спектаклю «мирного процесса». Как сообщил израильский чиновник, цитируемый Агентством «Франс Пресс», перевод этих средств был «мерой, призванный смягчить, угрожающий палестинцам финансовый кризис» – по иронии судьбы кризис организован действиями самого Израиля. Этот «жест доброй воли» будет соединен с другими «мерами по укреплению доверия» в надежде перезапустить всю игру в «мирный процесс».
Вспышка массовых демонстраций протеста на западном берегу, где люди месяцами не могут получить свою зарплату, не нужна ни Израилю, ни Палестинской Администрации. Если телевидение покажет толпы отчаявшихся палестинцев, митингующих по всей территории автономии, это нанесет удар и по потрепанному политическому аппарату Махмуда Аббаса, и уже сильно пострадавшему за последние годы имиджу Израиля.
Однако возможно, речь идет о большем, нежели о желании избежать кризиса, способного повредить интересам обеих сторон.
Согласно заявлению, сделанному заместителем Генерального секретаря Лиги Арабских государств по Палестинскому вопросу Мухаммадом Сбайхом (Muhammad Sbeih) для иорданской газеты «Al-Ghad» 29 января (и процитированного информационным агентством Ma’an 1 февраля), делегация ЛАГ вскоре отправится в Срединенные Штаты, чтобы «сдвинуть с места мирный процесс». «Предложения включают в себя новые арабские предложения по уходу Израиля с оккупированных палестинских территорий, учреждению Палестинского государства, предоставлению гарантий безопасности обеим сторонам».
Более того, 1 февраля выходящая в Лондоне арабоязычная газета «Al-Quds al-Arabi» сообщила, что в Великобритании состоялась конференция с участием палестинских и израильских политиков, на которой обсуждались пути возобновления так называемого мирного процесса. Согласно информации газеты, цитировавшей палестинские источники, делегацию Израиля возглавлял Йосси Бейлин, известный своей ролью в подготовке Соглашений в Осло. Глава палестинской делегации, высокопоставленный деятель партии ФАТХ Мухаммад Иштайя (Muhammad Ishtayya) отрицал ведение каких-либо переговоров. Вместо этого, на конференции, состоявшейся в Уилтон Парк, «лишь обсуждался кризис на Ближнем Востоке».
Одновременно продолжаются и попытки обхаживания ХАМАС. Несколько арабских газет, включая «Asharq-Al-Awsat» сообщили: глава Политбюро ХАМАС Халед Мешааль на недавней встрече с королем Иордании Абдаллой обозначил, что ХАМАС готов согласиться с так называемой «формулой двух государств». Утверждается, что Мешааль попросил иорданского короля передать это послание президенту США Бараку Обаме. Впрочем, в заявлении ХАМАС эти сообщения были опровергнуты, как беспочвенные.
Политика Израиля в отношении оккупации и незаконного строительства поселений едва ли изменится после недавних выборов. Несмотря на энтузиазм СМИ в связи с успехом израильских левых и центристов, нет никаких признаков, что новая расстановка сил способна столкнуть Израиль с пути его политики, краеугольными камнями которой являются война и оккупация.
Тем не менее, Израиль следит за происходящими в Вашингтоне политическими событиями с напряженным ожиданием и легким беспокойством. Американская администрация формирует команду на второй срок Барака Обамы. И, разумеется, интересы Израиля стоят одними из первых в пунктах повестки дня. В особенности большой интерес для Израиля представляют два назначения — Джон Керри на посту государственного секретаря и Чак Хэйгел в качестве министра обороны.
Статья на сайте Voice of America от 1 февраля по случаю нового назначения Керри озаглавлена риторическим вопросом: «Сможет ли Госссекретарь Джон Керри принести мир Израилю и Палестинцам». Однако Израильские СМИ гораздо более откровенны в этих делах. «Хорош ли Джон Керри для Израиля?» — спрашивает «Yediot Ahronot» на своем англоязычном сайте. «Возможно он друг Израиля, но всё-таки он не из тех, кто за израильские интересы будет биться в Сенате» — цитирует израильская газета государственного чиновника. Если Керри недостаточно хорош, то можно представить кипящий гнев неоконсерваторов, произраильских экспертов и прочих функционеров в связи с назначением Хэйгела. Прошлые заявления Хэйгела по поводу Израиля и Ирана не говорят о нем как о «друге Израиля» и вообще не содержат ничего, что напоминало бы обязательства какого бы то ни было рода.
На продолжавшихся целый день слушаниях на Капитолийском холме по случаю назначения Хэйгела, законодатели набрасывались на бывшего сенатора-республиканца от Небраски. Разбирая все, что он сказал или, наоборот, упустил возможность сказать и подписать по вопросам, представляющим жизненный интерес для Израиля. Было даже сложно разгадать, чем больше обеспокоены сенаторы Джон Маккейн и Тед Круз — вопросами безопасности самих США или «безопасностью» Израиля, замаскированной под жизненные интересы Соединенных Штатов.
Особенно странным в этой ситуации то, что Хэйгела распекают за критику того чрезвычайного могущества, которым обладает произраильское лобби в Вашингтоне — в том смысле, что все его обвинения – пустые фантазии. Однако масштабная кампания, развернутая против его назначения, как раз и оказывается великолепным подтверждением его слов.
Немногие ожидают существенного отхода от прежней политики после того, как новая команда в Вашингтоне будет сформирована. Другие, однако, подчеркивают медленные, но уверенные сдвиги в ближневосточных приоритетах США. Но если кто-то склонен к более оптимистичной трактовке «сдвигов», предположительно происходящих в Вашингтоне, то от Израиля вряд ли можно ждать нового подхода к проблемам оккупированных территорий. Пока нет практического механизма принуждения Израиля к смене курса – едва ли что-то изменится на местах. А это принуждение со стороны Америки не может быть осуществлено пока не удалось обуздать непомерно могущественное лобби, работающее на израильские интересы в Вашингтоне.
Пока американские политики были заняты подтверждением своей произраильской репутации на слушаниях в Сенате, в другом месте проходили иные чрезвычайно важные слушания, хотя и не повлекшие за собой почти никаких последствий.
Расследование, проведенное Советом по правам человека в марте прошлого года и откровенно бойкотированное Израилем, пришло к заключению, что строительство израильских поселений является нарушением международного права. Документ призывает Израиль немедленно вывести поселенцев из Восточного Иерусалима и с Западного берега реки Иордан. Эксперты ООН заключают, что продолжающиеся Израилем нарушения Женевской конвенции 1949 года могут считаться военными преступлениями, «которые попадают под юрисдикцию Международного уголовного суда» — сообщает Al Jazeera. «Израиль должен… прекратить все работы по строительству поселений без предварительных условий и немедленно начать процесс вывода поселенцев».
Последние выводы уважаемой международной организации еще раз определяют условия, необходимые для достижения прочного мира. Такого мира, который, разумеется, не подходит Израилю и, тем самым, не вписывается в интересы США. Пока палестинцы не найдут альтернативу несчастному трио миротворцев «США-Израиль-ПА» все, что они могут ожидать, будет примерно одним и тем же: секретные переговоры тут, строительство новых поселений там и от случая к случаю — израильские подачки, почему-то взятые из собственных палестинских налогов.