На днях после ощутимого перерыва мне довелось увидеть машину отца. На одной из дверей у нее, к моему огромному удивлению, оказалась привязана – да, да та самая георгиевская ленточка. Я удержалась от того, чтобы начать разговор с этой темы, но минут через пять честно спросила, зачем же он эту ленточку привязал? «Ну-у, вот мне хотелось, у меня долго не было, а потом мне ее дали…» – последовал совершенно несвязный ответ (как впоследствии выяснилось, ленточка была получена уже после 9-го). «Нет, ну объясни, какой ты в нее вкладываешь смысл?» – не унималась я. «Ну, красиво, мне нравится! – Что нравится? полосочки? сам факт? – Ну как, день победы… – Победы одного зловещего режима над другим? – Ну-у, да… Но победы же!», – ответ опять прозвучал не вполне уверенно и я потребовала еще объяснений: «Полосочки, но за полосочками все-таки что? – Ну ведь Георгий Победоносец», – с явным воодушевлением сообщил отец, никогда не заявлявший себя православным и скорее все-таки относившийся к религии осторожно. «Георгий Победоносец – христианский святой», – не могла не уточнить я. «Ну-у, да, – это основание моего скептицизма отец тоже признал, – но красиво же! Мне нравится! – Что нравится, массовость? Все с ленточками и я тоже? – Нет, конечно. Просто нравится!» Оставалось только развести руками и вспомнить еврейский анекдот про обрезание («ну, во-первых, это красиво»).
Не то что бы мне нравилось рассказывать о себе и своей семье, но приходится привести именно эту историю потому, что отец просто оказался единственным информантом, которого мне удалось так настойчиво расспросить по поводу соображений, каковыми можно руководствоваться, цепляя ленточку на себя или свое движимое имущество.Дело здесь не в патриотических чувствах, оранжево-черных полосках или отношении к Дню Победы, но просто очень уж странное впечатление производят люди, которые используют символы и празднуют праздники (светские, религиозные, заимствованные у Запада), совершенно не понимая их смысла. А это на сегодня, увы, самая что ни на есть массовая тенденция. Есть в этом своеобразная аналогия с персонажем «Кин-дза-дзы», разговаривавшим на языках, продолжения которых он не знает.
Мне, к слову, тоже в этом году единожды, но пытались всучить ленточку – ее принесли вместе со счетом за обед в японском ресторане. Японском, подчеркиваю. Фразы до конца, конечно, никто не запоминает, но победа во Второй мировой войне была вроде как одержана над фашистской Германией и милитаристской Японией. Из других ресторанных находок можно упомянуть ленточки на кранах, через которые разливается пиво, обнаруживаемые даже в весьма респектабельных заведениях.
Конечно же, реплик по поводу политических, экономических и патриотических аспектов георгиевских ленточек, которые впервые вошли в нашу жизнь всего лишь в 2005 году, последовало уже более чем достаточно, тогда как цена ленточки (которая, согласно официальному кодексу, должна распространяться бесплатно) в метро с рук или в газетных киосках за все эти не слишком долгие годы успела возрасти с двух до сорока рублей. Но даже когда сказано все, остается желание сказать еще что-то – по возможности новое или, по крайней мере, не вполне ожидаемое. Например, про мифологию. Даже если это мифология символа настолько молодого, что, конечно, довольно сложно и странно ее за ним как-то усматривать. Все-таки вера в то, что самыми близкими к истине (или даже к Истине) представлениями могли располагать только древние, пожалуй, примерно так же стара, как и вообще сама способность людей формировать некоторые представления об окружающем мире.
В противовес вышеприведенной истории с ленточками и, как может на первый взгляд показаться, совершенно без всякой связи с ней мне вспоминается совсем другой случай. Лет семь назад, когда это было делом еще не таким массовым и не обязательно предполагало некоторые особые субкультурные или эзотерические мотивы, я путешествовала по Индии и даже провела время на море в Гоа. Часть коренного населения этого штата продолжает исповедовать древнюю национальную религию, а часть была обращена португальцами в христианство. Принципиальную разницу не так-то просто заметить: перед домами, в которых живут семьи индуистов, стоит некий горшок, в котором растет священное растение базилик, перед домами христиан на похожем постаменте стоит крест, вокруг него тоже иногда что-то растет. Христианские храмы у индусов вообще замечательные: все в неоне и лампочках. И вот перед одним из таких водитель, который меня вез и с которым мы успели разговориться, остановился и попросил чуть-чуть подождать. Время было настолько раннее, что еще не расcвело и лампочки продолжали светиться. Действительно совсем скоро шофер возвратился, но не просто так, а с цветком, если не ошибаюсь, то банальной бархотки(такие цветы у нас еще раньше сажали на всех клумбах и окрас они, кстати, имеют ярко-оранжевый). Цветок был уложен в машине под лобовое стекло, и мы поехали дальше. Я не удержалась – спросила, что это такое. Водитель мне уверенно в одном предложении объяснил, что этот цветок лежал на святом кресте (holy cross) и теперь ему с ним на целый день должна быть удача (good luck), – коротко и ясно, с полным осознанием того, что ты делаешь. Какое это имеет отношение к христианству, индуизму и некоей абстрактной современной, как будто бы претендующей на то, чтобы быть научной, картине мира – дело десятое.
Многие читатели, полагаю, меня не поймут, но мои симпатии, если сравнивать полосатые ленточки и приносящие удачу цветочки, не на стороне соотечественников. Случаи, казалось бы, совершенно различные, но принципиальное и наиболее важное здесь, на мой взгляд, отличие заключается в присутствии или отсутствии понимания того, зачем тебе некий символ (если хотите, фетиш) – какая от него практическая и метафизическая польза и что ты с помощью него хочешь сказать.
Что вообще касается фетишей, трудно не вспоминать о них, всякий раз сталкиваясь с высказываниями разных наших политиков о том, что акция «георгиевская ленточка» (которая, кстати, одному только городу Питеру обходится ежегодно в 8 миллионов рублей) так нужна и важна для того, чтобы современная молодежь, которая, как известно, скверно знает историю, знала бы ее хоть немного, но лучше. При чем тут опять же индийские (и любые другие) суеверия? Хотя бы при том, что надежда приобщить молодежь к истории страны путем навязывания им ленточек, которые они будут крепить кто на что горазд, – это чисто архаическая вера в равенство части и целого, одним из вариантов реализации которой как раз является фетишизм. Но есть случаи, когда дело заходит и еще дальше: оказывается, ленточки не только помогают нам лучше знать нашу историю – все гораздо серьезнее, по словам главного автоинспектора Виктора Кирьянова, существуют статистические данные, указывающие на то, что водители машин с георгиевскими ленточками более дисциплинированны на дороге и почти не попадают в аварии (good luck!).