На улицы Афин в воскресенье вышли сотни тысяч демонстрантов. Множество людей собрали акции протеста в других городах Греции. И это уже после того как 48 часов подряд страна бастовала, бурлила, митинговала, захлебывалась в слезоточивом газе. Все это ради одной цели – остановить очередное «спасение» страны.
Банкротство Греции снова отложено. Власти получат 130 млрд евро. В благодарность за щедрость ЕС, парламент принял новый пакет мер «жесткой экономии». Понижение минимальной заработной платы в частном секторе составит 22% и на 32% уменьшится оплата труда для принимаемых на работу лиц. Ликвидации подлежат отраслевые трудовые договора, зато власти хвалятся, что сохранили пока 13-ю и 14-ю зарплаты. Однако, эти источники латания дыр в семейных бюджетах, узаконенные праздничные подарки, ничто по сравнению с намеченным обрушением заработков трудящихся.
Правительство запланировало новое снижение пенсий. Будут уволены 15 000 государственных служащих, а всего на ближайшие годы намечено уволить их 150 000.
Беспощадно резать будут социальные услуги, включая медицинскую помощь и затраты на медикаменты.
В ответ на названные меры, еще бывшие проектом, профсоюзы объявили всеобщую забастовку. Решение это было принято не без нажима со стороны радикального крыла рабочего движения, фракции ПАМЕ. На призыв профсоюзов ответило не меньше рабочих, чем прежде, а людей на демонстрацию вышло больше, чем когда-либо еще. И тому есть масса причин. Даже социологические опросы показывают, что уже почти половина населения поддерживает идею банкротства.
Греки продолжают получать счета с новыми налогами и нужно видеть глаза безработных, когда им в налоговой инспекции говорят: «Чтобы получить частичное освобождение от уплаты вы должны были предоставить нам документы, подтверждающие, что у вас нет работы, на год раньше». И когда кто-то возмущенно бросает: «Что мне уезжать из этой страны?» Служащие подчас с сочувствием просят, что бы и на них оформили визу. Безработица в Греции перевалила за 20%, а среди молодежи (в группе от 15 до 24 лет) она вплотную подошла к роковой отметке в 50%. Трудящиеся недовольны, и социологические опросы лишь 9% голосов на предполагаемых выборах отдают правящей «социалистической» партии ПАСОК.
В дни забастовки 10-11 февраля полиция израсходовала все запасы газа.
Демонстрация профсоюзов была самой крупной за последние годы. Но протестующим массам не удалось подойти к парламенту, внутри которого уже кипели страсти. Три министра от еврофашисткой партии ЛАОС вдруг осознали, что не имеют морального права идти против народа и сдали портфели в соответствии с решением своей партии. В коалиции осталось лишь две силы: как бы «левая» ПАСОК и правая «Новая демократия» – две неолиберальные партии. Но обе они за один день потеряли много членов своих фракций, не пожелавших голосовать за новые меры. Однако пока продолжалось буйство радикальных активистов из «черного блока» в центре города, полицейские не подпустили огромные колонны народа к парламенту.
Депутаты, несмотря на колебания, приняли новый меморандум о «жесткой экономии». И протест принял множество форм, от мирной оккупации государственных зданий рабочими, до драк с полицией, в которых не без основания подозревают провокации самих защитников правопорядка. «Полиция в форме дерется с полицией в масках», – грустно шутят некоторые профсоюзные активисты. Разумеется, анархистов из «черного блока» не разубедить в том, что не они, а какие-то «унылые» рабочие массы ведут настоящую борьбу. ПАМЕ призывает рабочих не соглашаться на жертвы, не верить речам министров, не сидеть мирно и не платить новые налоги. Еще до забастовок 7, 10 и 11 февраля они вошли в силу – это подушная подать «солидарности» и налог на жилье. За неуплату его уже отключено от света 50 000 домов, и чиновники грозят довести эту категорию до 500 000 домов. Но греки не платят налоги не только из-за сознательности, но по причине нехватки денег.
Свыше шести часов 12 февраля оставались на улицах Афин демонстранты ПАМЕ. Дисциплина, разбивка на блоки, наличие дружин безопасности помогли колоннам не стать жертвами провокаций.
Воздух был насыщен химическими средствами. Правительству удалось не допустить массы разгневанных рабочих на площадь Синтагма, где расположен Парламент – бывший королевский дворец. Пресса всего мира смакует драки и пожары в центре Афин, стараясь не замечать огромного числа людей участвовавшей в мирном протесте. Это удобно «черному блоку», сделавшему рекламу своего «прямого действия», и неолиберальным властям, которым выгодно представить всех протестующих погромщиками. Интересно, что греческая левая пресса вскрывает единство действий полиции и «людей в масках», хотя это вряд ли можно назвать новостью.
Итак, очередной пакет «антикризисных мер» проголосован. Митинги и стачки затихают – на время. Однако борьба не заканчивается на этом. Власти запугивают население карточной системой, гражданской войной, распадом страны и другим. Но прежние попытки выжать больше денег из народа провалились: в январе 2012 года налоговые поступления оказались на 6% ниже, чем в январе 2011 года. Выручка государства от НДС, взвинченного неимоверно, упала на 19%. Эти данные говорят об обнищании населения, усиливающемся вместе с недовольством и активным протестом. Неолиберальная политика зашла в тупик, её очевидная неэффективность становится видна большинству населения. А это значит, что крах неминуем.