rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
50

Кто такие “Красный север”?

215

Французские левые: социальная инициатива при политическом застое

459

Затопленные жертвы сталинской индустриализации

390

«Украинский» разлом европейских левых

Главная Рубрики Авторские колонки 2011 Март Трагедия Каддафи

Трагедия Каддафи

Былые заслуги Муаммара Каддафи как революционера, вызывают к его личности симпатию, а потому и сожаление у части людей по поводу происходящего в Ливии, настроения, которые и переданы статьей Дмитрия Костенко. Ее усиливает то, что Каддафи пытался найти свой социализм, учтя негатив социализма СССР, Китая и других стран, где на него за это экспериментирование поглядывали как на опасного чудака. Но оставим в стороне эмоции, и взглянем, что у Каддафи получилось.

Каддафи верно понял главный недостаток государственного (советского) социализма – бюрократизация и предельная регламентация бытия. Попытался от этого уйти, чем и объясняется его интерес к анархизму и отмежевание от марксизма. В длинную историю критики государственного социализма от Бакунина до Джиласа, Каддафи внес и свой вклад – адаптацию идей негосударственного социализма к привычным для ливийцев представлениям и попытку их практической реализации.

Первое ему удалось лучше, чем второе. Он поставил на службу идее негосударственного социализма не только обычное право берберов, но и Коран, подобно тому, как российские народники, а затем и первые марксисты, использовали социальные представления старообрядцев для своей пропаганды. Перефразируя Ленина, можно сказать, что Каддафи Ливию убедил, и идею Джамахирии (народовластия) она приняла как свою. Оставалось наполнить ее реальным содержанием.

Провести модернизацию быта и производства, и повысить благосостояние народа, что Каддафи обещал от имени Джамахирии, легко позволяли огромные запасы нефти. Сто лет назад нефть не играла никакой роли в социалистических проектах, но со второй половины ХХ в. можно говорить о шествии "углеводородного социализма" как результате глобализации и монополии на этот ресурс ряда стран.Для победы "углеводородного социализма" требовалось три условия: минимум населения, максимум нефти и справедливый по местным понятиям глава государства.

В СССР или Иране "углеводородный социализм" не мог быть особо успешным из-за многочисленного населения, но зато он триумфально шагал по малонаселенным арабским странам. Ливия оказалась в их числе, с той разницей, что в ней распределение прибыли от продажи углеводородов производилось почти поровну, в отличие от Катара или Кувейта, где ее делят по-братски, оставляя младшему брату крохи. Впрочем, поначалу и "крохи" были столь весомы, что неизбалованные "младшие братья" оставались довольны. Сейчас число братьев выросло, жизненные стандарты тоже, а разрешенные Кораном четыре жены хотят не только есть, и поэтому детям "младших братьев" приходится ходить на митинги.

Можно поставить вопрос о феномене социалистического рабовладения, когда 50-55% жителей Кувейта или Бахрейна, являющихся его гражданами, выступают как совокупный эксплуататор для остальных 45-50% его жителей-иностранцев, лишенных гражданских прав, а опосредовано и для европейцев, платящих по 2,5-3 евро за литр бензина. Но если европейцы – это далеко и продукт разницы мировых цен, то иностранцы в Кувейте – это рядом, и не столь важно, трудятся они на буровых или метут дворы. Они одинаково ниже по социальному статусу кувейтца, и этот досадный факт, лежащий за рамками официальной экономики, не отменяется выкладками, что в Кувейте они едят мяса и риса больше, чем у себя на родине, например в Бангладеш. Свобода и социальная справедливость столь же материальны, как мясо и рис, но не заменяются ими. В этом организация социума Кувейта или Саудовской Аравии подобна социумам Спарты и Афин, из-за чего и возникает проблема «социалистического рабовладения», если понимать под социализмом равенство в распределении для граждан. Неграждане и там и там из него исключены, хотя тоже могут быть сыты, и даже допускаться к участию в дионисиях и других празднествах, как и к пятничной молитве, если уж Коран запрещает все остальное.

Ливия Каддафи не была исключением. Болгарские врачи, более тысячи украинцев и 700 румын, ныне ее покинувших, как и другие выходцы из бывшего соцлагеря, мигранты из африканских стран – составляют ее внешний пролетариат, как и в Кувейте, хотя и в меньшей пропорции к коренному населению. Нефть и газ стали для Каддафи не только волшебной палочкой, позволившей провести модернизацию и поднять жизненный уровень, но и проклятием.

Намереваясь отменить государство, он создал его, как необходимый инструмент получения и распределения прибыли от углеводородов. В итоге вышел стандартный "углеводородный социализм", хотя с "человеческим лицом" и минимумом госаппарата. Часть социальных и распределительных функций государства Каддафи передал общинно-племенным структурам, парламентско-политические структуры ликвидировал и оставил лишь вертикаль хозяйственной бюрократии, подчиненную лично ему. Вышло нечто похожее на полугосударство древней Руси: власть, представленная княжим двором и княжими мужами и общинное самоуправление с вечами и советами "градских старцев", как называют летописи наши ареопаги.

Модель власти Руси ХІ века идентична ее структуре в Ливии XXI века, с той разницей, что развитая служба безопасности у князей отсутствовала, в отличие от Каддафи. В итоге на эту конструкцию была водружена вывеска "Джамахирия", так как вывесить "Диктатура пролетариата" не захотели, но получили по сути вариант просвещенного абсолютизма с королем почти анархистом. Бывает, француз-революционер Жан Бернадот, правивший Швецией под именем короля Карла XIV, тоже смущал лакеев татуировкой "Смерть тиранам!"

Увы, упразднить государство и довести дело до настоящей Джамахирии Каддафи не удалось, но его успех на этом поприще признали европейские политологи, ужаснувшись, что в Ливии нет привычных им госструктур, и что делать со страной, если Каддафи уйдет, они не знают. Их растерянность вызвана и тем, что самые прозорливые увидели в Ливии контуры как раз того гражданского общества, к которому призывают либералы. Подтвердил их диагноз и Каддафи, заявив, что если он уйдет, то они получат в Ливии еще одно Сомали, где власть представлена вечами со старейшинами и дружинами полевых командиров, которые аналогичны вождям эпохи Великого переселения народов. Более сложные оргструктуры отсутствуют, как и на заре военной демократии в Европе.

Возможно, Энгельс был прав, предполагая, что отмирание государства будет повторять процесс, обратный его возникновению. Некоторые мировые тенденции позволяют в том с ним согласиться. Но Каддафи не двинулся в этом направлении, а сначала замер в период антиливийских санкций, превратив свой госаппарат в подобие опричнины, а затем с 2003 г. пошел в обратном направлении, перейдя к приватизации, чем породил ливийских бояр, добавивших к своей политической власти личный финансовый ресурс. Дальше, события протекали, как это не раз уже было в истории. Бояре должны были неизбежно восстать против короля, найдя в том поддержку у части населения и навербовать в свои дружины массу пролетариев, которые тоже хотят стать знатными и богатыми.

Этот процесс катализировала революция в Тунисе, и он застиг врасплох спецслужбы Запада, который в последние годы даже сдружился с Каддафи. Теперь Запад бомбит Ливию, спеша использовать ситуацию в своих интересах, логично полагая, что если бояре одолеют, то в знак благодарности пойдут на значительные уступки его корпорациям. До прямой интервенции вряд ли дойдет, в ней, скорее всего, не будет нужды, Каддафи уже обратился с письмом к Бараку Обаме, назвав его братом. Опытный политик Каддафи дает понять, что готов пойти на политические уступки в пользу бояр, подобно тому, как в обмен на отмену санкций раннее пошел на уступки экономические, чтобы сохранить свой "углеводородный социализм". В этом личностный трагизм семидесятилетнего Каддафи – начав как революционер, он заканчивает как контрреволюционер, ниспровергая себя самого. Другой аспект этой трагедии – он все замкнул на себя и даже не создал плеяды Каддафи-революционеров, зато создал немало Каддафи-бюрократов, каждый из которых стремится стать если не первым в Ливии, то хотя бы первым в Бенгази. Избежать нынешней ситуации он мог, сделав максимум ливийцев Каддафи-революционерами, но время упущено, а сам он уже стар, и максимум что может – красиво уйти, оставив мину идей Джамахерии работать в сознании ливийцев в ожидании другого поколения "пиротехников".

Мар 3, 2011Сергей Климовский
3-3-2011 Авторские колонкиДжамахирия, Каддафи, Ливия13
Сергей Климовский

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Старые львыБольшое спасибо, Михаил Сергеевич!
  См. также  
 
Почему Ливия постоянно находится в состоянии дестабилизации?
 
Пойдет ли Эрдоган на Армению?
 
Турция против России в Ливии
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру