rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
25

Гражданская война в Финляндии

118

Масштаб диагностированных страдающих Патологическим накопительством растёт. Виноват ли капитализм?

138

Война на Ближнем Востоке: кто за кого?

235

О происхождении полиции

Главная Рубрики Авторские колонки 2010 Сентябрь Равнодушие русских кочевников

Равнодушие русских кочевников

Скандалы вокруг истории России только начинаются. Эта борьба должна увенчаться признанием существования этой истории, иначе никакие изменения в стране невозможны. Если битвы так и останутся битвами, то мы не сможем перейти к следующему историческому этапу. Пока, увы, все участники дискуссий озабочены частностями.

Кочевые россияне

Когда долго живешь на одном месте, начинаешь верить в то, что реальность меняется. Ты видишь, как на пустом месте возникает площадка для строительства, слышишь, как забиваются сваи, как ругаются рабочие, наблюдаешь строительство стен, облицовку здания. Потом в дом заселяются жители, линейное время строительства сменяется циклическим. По утрам кто-то выходит из дверей, вечером заходит обратно, затем цикл повторяется. Дом начинает стареть, на крыше остаются следы дождя, стачиваются углы кирпичей. Когда долго живешь на одном месте, начинаешь верить в историю, в возможность и неизбежность изменений. Так мыслит человек оседлый, так мыслит горожанин и гражданин.

Наоборот, когда человек путешествует, он меняется сам. В каждом новом месте он застает реальность в ее неизменности, составляет представление о том виде города или страны, в котором ему удается захватить ее: взглядом ли или объективом камеры. Меняется только сам путешественник, единственная история, которая ему доступна – его собственная. Это несколько иная ментальность, отличная от оседлого гражданского способа мышления. Даже живя в одном городе, "кочевники" могут просыпаться и идти на работу одним и тем же путем, схватывая лишь неизменность пейзажа, знакомого с детства. Открытие в знакомом пейзаже чего-то нового кажется им вторжением в их личную историю, как будто кто-то пытается подменить их детство или юность чем-то другим, незнакомым и чуждым.Отчасти такой "путешественник", как ни странно, пытается сделать стабильным и свое будущее, обезопасить себя от перемен.

Только историческое сознание коренного жителя может принять возможность изменения среды его обитания в будущем. Если был построен один дом, то можно построить и второй, и третий. А затем возвести целый квартал.

Путешественник верит только в возможность переезда. "У нас уже ничего не изменится. То ли дело, если поехать на запад (восток, юг, соседнюю губернию, страну, галактику)". Девяностые стали таким своеобразным "переездом", когда изменение произошло у всех на глазах, но оно было воспринято не как часть истории, а как перемещение самих людей в другую реальность. На осколках прежней, но все же реальность иного мира. И в этом ином мире, понятное дело, нет никакого исторического процесса, есть только попытка обжить гостиничный номер. Сделать так, чтобы персонал был полюбезнее, чаевых не давать, за событиями следить через телевизор и все удивляться: "Что за нравы в этой стране?" Даже если на такой "чужбине" рождаются дети, их воспитывают, неизбежно повторяя, что есть некоторая идеальная Родина, на которой все совсем по-другому. Для кого-то эта идеальная родина – абстрактный Запад, для кого-то – уже не менее абстрактный Советский Союз.

Это номадическое, пришедшее от кочевников свойство русского характера отмечают многие исследователи, в нем нет ничего нового. Именно от него идет вечное желание побороться за то, какая же история – своя. Ведь каждая история претендует на собственную универсальность. Эта универсальность должна выражаться в общепринятой истории: той истории, которая передается следующим поколениям. Собственно, поэтому учебники истории вот уже который год оказываются в центре обсуждений, переходящих в скандалы.

История не для всех

Учебник Вдовина и Барсенкова, не школьный и не хрестоматийный по своей стилистике, похож на путеводитель по неоткрытой истории неоткрытой страны. Скорее даже не путеводитель, а заметки путешественника, вдумчивого, внимательного. Который копался в архивах, спрашивал местное население, а потом систематизировал полученные знания. Но при этом не был свидетелем описанных событий, самой ткани изменения в нем нет. В учебнике Вдовина и Барсенкова мы имеем дело со столкновением данностей, не с последовательностью строительства и разрушения. Поэтому так много внимания притягивают упомянутые факты. Казалось бы, ну факты и факты. Чеченцы, евреи, эффективность сталинского правления. Кто-то обижается, кто-то оспаривает. Контраргументов, позволивших бы оспорить факты – не так много.

Проблема книги Вдовина и Барсенкова несколько глубже, и эта проблема есть не только в этом учебнике истории. Прочтя его, человек не понимает, что на самом деле перед ним – история изменения, коренное свойство той земли, на которой живет он сам. Никакой причастности к описываемым событиям читатель не приобретает. Казалось бы, это естественно. Ведь история – наука суховатая, это литература, культура в целом дают переживание сопричастности героям прошлого. Но что-то не стыкуется. С одной стороны, учебник слишком "отстраненный", написанный людьми со стороны, с другой – мы требуем от него возможности соприкосновения с чем-то общим, что нельзя увидеть изнутри.

Парадоксальность претензий разрешается просто – учебник задевает лишь "болевые точки" общества. Только те, кто оказался обижен фактами, упомянутыми в учебнике, вообще склонны верить написанному, принимать его близко к сердцу. Бенефициары истории, обычные граждане, живущие в стране, история которой описана в этой книге, не чувствуют вообще ничего: ни проблем, ни сомнений, ни гордости.

И заметим, что такова общая проблема исторических книг, и правила подтверждаются разве что редкими исключениями, в основном – исключениями, созданными в прошлом. Во многом дело в "заказчике" современных учебников. Они пишутся для абстрактного большинства, которое чуждо авторам, чуждо и неизвестно. "История Флоренции" Никколо Макиавелли писалась для вполне конкретного адресата, папы Климента VII из династии Медичи, "История государства Российского" Карамзина – произведение безусловно идеологическое, проникнутое духом времени, когда создавались национальные государства, исторические работы Ключевского несут сильный идеологический подтекст, по-своему пристрастен Бродель и пристрастен в своих исторических работах Маркс. Все эти авторы берут на себя смелость определять, кому и о чем они пишут. Своими трудами они провоцировали на укрепление строя или его свержение.

Современные учебники провоцируют на национальные конфликты. И лишь отчасти – на идеологические. И это уже неплохо, видимо основной нерв времени – не идеология, а пресловутый "национальный вопрос". Если исключить многотонные дискуссии о фигуре Сталина, то в нашей истории последнего пятидесятилетия нет других столь острых проблем, которые привлекали бы внимание всей страны. Все остальное проглатывается согражданами как естественная составляющая гостевого этикета в этой Новой России. Меньшинства бунтуют, ну так это их естественное состояние.

Следующий из первого нерешенного вопроса второй – о цели написания учебника. Если это некоторая универсальная парадигма, которая очевидна авторам, то она нуждается в доказательствах своей универсальности. И сейчас, в эпоху доминирования разночтений, признания противоречий как неизбежного свойства любого нарратива и права каждого на субъективное мнение такая претензия на всеобъемлющий взгляд нуждается в особых доказательствах. К сожалению, история "от Фоменко" поставила перед авторами учебных пособий очень сложную задачу: доказывать универсальность даже общепризнанных некогда догм. Когда огромной популярностью пользуется конспирология и исторический релятивизм, уповать на доверие читателя – наивно. Если же упомянутая книга Вдовина и Барсенкова представляет собой лишь одну из точек зрения, то возникает естественный вопрос о том, что дает учебнику его легитимность?

Эти два вопроса более сложны, чем вопрос о численности национальных меньшинств. Они ставят проблему, которая либо сможет разрешиться в ходе дискуссий, спровоцировать ясное разделение позиций, идеологических и политических, либо заставит нас вовсе забыть об их существовании и довольствоваться множеством наблюдений "путешественников", у каждого из которых – своя карта России.

Скандал вокруг учебника Вдовина и Барсенкова – лишь часть куда более серьезной проблемы. Проблемы неисторичности мышления, которая разрушает связи между поколениями и социальными группами. С ней бороться куда сложнее, чем с национализмом и его проявлениями. И пока идут бои за упоминание чеченцев и евреев, история не продолжается. Говорить о ее конце как-то язык не поворачивается, но еще несколько десятилетий такого "номадического" существования – и слово "история" станет синонимом анекдота.

Сен 9, 2010Полина Колозариди
9-9-2010 Авторские колонкиистория, образование, Россия, школа3
Полина Колозариди

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Последний ужинРабота на износ
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру