Трагедия в Перми, заставившая содрогнуться всё, в общем-то, не слабонервное российское общество, вызвала массу вопросов. Прежде всего, конечно, традиционный русский «Кто виноват»? Более насущное «Что делать» обсуждается меньше.
Либеральная и прочая оппозиция, со свойственной ей неоригинальностью поспешила обвинить во всех тяжких «дуумвират» в целом и каждого его члена в отдельности. Более взвешенные голоса опять заговорили о коррупции, порочности системы, наплевательском отношении к закону и правилам даже в священном вопросе безопасности. Виноватых набралось много, более того, ответственны оказались практически все: от «безответственных мерзавцев» – хозяев клуба и устроителей злополучного шоу, – руководства страны, области, города, чиновников Госпожнадзора, Роспотребнадзора, БТИ (коррумпированной и сросшейся с бизнесом бюрократии) до сотрудников милиции, МЧС и «скорой помощи», а также и самих посетителей клуба – жертв трагедии.
Что ж, ничего не скажешь. Все правильно, виноваты все. Каждый должен разобраться со своей виной, а общество должно ему в этом «помочь». И основная проблема начинается именно здесь. Способно ли общество сделать адекватные выводы и обеспечить собственную безопасность? Готовы ли мы сами не допустить повторение подобного?
Происходящее с обществом всегда неразрывно связано со степенью его развития. Причины событий нужно искать тоже, увы, именно здесь. Блогер Максим Кононенко вздыхает по этому поводу: «Мы звери, господа». Согласившись с общим самокритичным вектором высказывания, считаю необходимыми все же уточнить. Звери? – Нет, мы не звери, мы (общество) – просто дикари.
Вы, конечно, возмутитесь, позвольте, как же так!? А вот пожалуйста.
Только дикари могут отделать интерьер общественного места сотней-другой кубометров легковоспламеняющихся и токсичных материалов.
Только дикари могут зажигать фейерверки в помещении под соломенной крышей.
Только дикари могут заложить кирпичом пожарные выходы из общественного помещения, где собирается огромная масса не вполне трезвых людей.
И оргия с плясками в голом виде в православный праздник – тоже признак первобытной языческой дикости, уж извините.
Общество, где за деньги можно (не выполнять правила противопожарной безопасности, покупать любые разрешения, отмазываться от милиции – своей и иностранной), иначе как диким назвать нельзя. Общество, где на первых местах иерархии ценностей – деньги и удовлетворение собственных желаний любой ценой, без учета любых правил и законов – это общество дикарей, независимо от «лейблов» на их пиджаках и марок их личных автомобилей. Общество, где законы и правила действуют до такой степени избирательно, обречено раз за разом наступать на грабли и испытывать последствия собственного выбора.
Описанный еще Дарвиным закон естественного отбора неумолим. Вы выбрали откупиться от пожарника? Получите пожар! Посчитали, что слишком дорого оборудовать нормальный противопожарный выход и систему пожаротушения? Что ж, сгорите – и пусть выживут более предусмотрительные, может быть, их потомки будут мудрее и поведут себя иначе. Иного лекарства от дикости в природе, увы, нет. То, что пострадала «элита», лишь усугубляет горькую иронию: система круговой поруки и тотальной коррупции «отрикошетила» по самой себе, заставив расплачиваться кровью. Своей и своих близких. По-другому они ведь не поймут…
И по Закону Божьему, кстати, выходит то же самое: возмездие за грех – смерть. Везде одно и то же. Причина и следствие. Преступление и наказание. Что посеешь, то и пожнешь. Вот о чем нам всем нужно задуматься прежде всего. Что мы, собственно, сеем, и готовы ли мы пожинать плоды этого сеянья? Потому что сознательно сеять волчцы и плевелы, а ждать при этом урожая злаков – это уже не дикость даже, а просто глупость.
Но ни природа, ни Господь глупости таких масштабов и дерзости не прощают. Их долготерпение истощается, и «звоночки» становятся всё громче и больнее. Услышим ли?
Выход один: нужно нам самим поумнеть, нужно вспомнить, что не хлебом единым жив человек, что совесть – это не только забытое слово из лексикона бабушек, и что, в конце концов, есть суд и земной (который, я очень надеюсь, в данном случае воздаст виновным по заслугам) и высший, от которого ни откупиться, ни отмазаться нельзя.