Первый король Пруссии Фридрих Вильгельм Ι, солдафон и отец великого полководца Фридриха ΙΙ, оставил по себе вот такой анекдот. Гуляя по ночному Берлину, он повстречал оборванного человека. «Чего ты шатаешься здесь в такой час?» – спросил монарх. «Я стекольщик и у меня нет работы», – растерянно признался незнакомец, поняв лишь, что попался вельможе. Тогда король с размаху разбил тростью ближайшую витрину и спросил: «Ну, теперь-то у тебя есть работа?»
С необычной бедой столкнулись на второй год экономического кризиса жители Новосибирска и некоторых других российских городов. Новенькие пластиковые окна перестали служить источником комфорта, превратившись в причину хлопот. В сибирском городе появились «шаловливые подростки» разбивающие новые прочные стекла квартир и офисов. Как полагают жители и представители правопорядка, делают это «безнадзорные детки» с помощью пневматического оружия.
Первые выстрелы по окнам новосибирцев мгновенно стали темой для телерепортажей. Видеокамеры зафиксировали груды осколков, встревоженные лица пострадавших и благоразумные речи милиционеров. Все, как казалось, было ясно: российские мальчишки в любую эпоху отличались умением разбивать стекла. В дело шли камни, ветки, футбольные мячи, рогатки, луки, самострелы и даже школьные портфели, отягощенные учебниками. Теперь на помощь детям, как полагает милиция, пришел технический прогресс. В продаже появились пневматические ружья и пистолеты.
С первых же замечаний охранников порядка можно было бы закруглить дело. Кому еще могло понадобиться бить окна? Какая версия, кроме «детской», более убедительна?
В Новосибирске разбито не одно стекло. Прослеживается явная тенденция: стрелков, невзлюбивших пластиковые окна, не останавливают этажи. Они метко бьют на большую дистанцию, разрушая прозрачные преграды даже на верхних этажах. Так в одном доме «юные стрелки» разбили стекла на 7-м и 6-м этажах. Причем на два пластиковых окна, разрушенных до самого непрозрачного основания, пострадало лишь одно «советское». В другом месте стрелки умудрились разбить стекло на 11-м этаже большого офисного здания.
И можно было бы все свести к подростковому хулиганству, если бы не одна важная деталь. Свободно продающееся пневматические оружие бьет на небольшую дистанцию и не может с 200 метров пробить стекло на верхнем этаже бетонного дома. Помимо опытного глаза, «подросткам» нужно еще и качественное оружие с достаточной для разрушения пластикового окна силой выстрела. Откуда оно у них? И почему «юные снайперы» метят в «пластик», а не консервативное «стекло»? Разве оно не разлетается лучше, с большим эстетическим эффектом?
Пока милиция ищет злоумышленников, общественное следствие обнаружило тех, кому действительно выгодно стрелять в пластиковые окна. Кто они?
С приходом кризиса дела у компаний, занимающихся установкой пластиковых окон, пошли плохо. Рынок принялся ускользать от предприимчивых мастеров по новым окнам. В 2009 году море заказов высохло. Компании, привыкшие к процветанию, одна за другой стали садиться на мель. К счастью для некоторых из них, в городе завелись «подростки», злобные хулиганы, палящие черт знает из какого оружия по пластиковым окнам обывателей. Первое, что делают люди, увидев в своем доме разбитое выстрелом стекло, – звонят в компанию, устанавливавшую окно. У нее в сохранности все параметры, и кто, как не она, может поправить дело: добросовестно заменить разбитое стекло новым?
Наслушавшись историй от пострадавших, понимаешь: стекла, разбитые вдребезги, вряд ли бьют бездельники-подростки. Если прочные пластиковые окна разбиваются даже на верхних этажах – значит, это кому-нибудь нужно. Удивленные потоками свежего воздуха офисные обитатели или пожилые домохозяйки, кутающиеся в пледы от сквозняка, не рассуждают, кто это сделал. Они жалуются, но платят. Немного погрустневшие мастера возвращают окнам приятный вид. Компании, которым повезло с несчастными заказчиками, остаются довольны. Какое им дело до дополнительных незапланированных трат людей – в большинстве небогатых?
Даже если милиция когда-нибудь поймает коварных стекольщиков, изобретенный ими метод вряд ли будет забыт для экономики. Возможно, наоборот: кризис и слава экспериментаторов сделают метод деструктивного поддержания спроса популярным. Что, если продавцы шин начнут резать колеса автомобилей, а в двигатели польется кислота? Как быть, если продавцы текстиля напустят на общество особо прожорливую моль новой породы? Что делать, если поставщики продуктов специально станут заселять их червями, только бы поддержать сбыт? Фантазировать можно долго.
Можем ли мы представить подобное развитие событий? Оно кажется абсурдным вымыслом, но до чего еще можно дойти на волне кризиса? Не в одном ли ряду с нелепыми методами принуждения к покупкам стоят государственные меры по повышению тарифов? Разве не един смысл стрельбы по окнам и взвинчивания акцизов, повышения платы за электричество, воду и телефон в период, когда миллионы российских семей все острее ощущают финансовый кризис? Из каких средств люди должны потреблять в прежнем объеме, если их увольняют или им урезают зарплату?
Если все происходящее в Новосибирске – не дикая случайность и не результат вмешательства магических сил, то стекольщики нашли пусть и временное, но свое собственное антикризисное решение. Представители других сфер могут им лишь позавидовать. Может быть, они со временем начнут перенимать опыт. Общество же должно сделать собственный вывод: в кризис деловые пастыри наши способны не только стричь овец, но и резать.