rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
5

Новый конкурс статей на Рабкоре!

273

Несколько слов о российском банковском рынке

376

Диалектическая природа метамодерна: осцилляция как способ бытия в эпоху радикальной неопределенности

505

Перипетии теории Империализма

Главная Рубрики Авторские колонки 2009 Июнь Цифра секс

Цифра секс

Шестилетняя девочка, вернувшись домой из школы раннего развития, гордо провозгласила: «А я теперь знаю, что такое секс!» Семья замерла в недобром предчувствии. Наслаждаясь произведенным эффектом, девочка пояснила: «Секс – это шесть по-английски».

Меня очень заинтересовала опубликованная на Рабкор.ру рецензия Валерии Старосельской на фильм немецкого режиссера Сары Диль «Демократия и аборты». Меня поразило, что для своей рецензии автор выбрала название «Неинтересная тема»: это в полной мере отражает и мое восприятие отношения, которое сложилось в обществе к проблеме. Неинтересно, потому что «это частное дело», неинтересно, потому что «аборты разрешены, в России – одно из самых демократичных законодательств по абортам». Неинтересно потому, что это лежит за пределами «настоящей политики», потому, что вообще неизвестно, что с этим делать, и, наконец, неинтересно, «потому что это ваши проблемы» (слышала я и такую реплику из зала, от левого активиста, между прочим).

Однако проблема есть, и есть жуткие цифры, в которых она выражается. В России еще в 60-е годы прошлого века сложилась современная модель демографического поведения, точнее, так называемая модель регулируемой рождаемости и малодетности. А вот уровень использования контрацепции до современной модели не дотягивает. И получается, что главным инструментом регулирования рождаемости становится аборт.Еще в начале текущего века в год прерывалось до 70 % беременностей. За последние 5 лет количество абортов в России сократилось на 21 %, с 1 миллиона 782 тысяч в 2002 году до 1 миллиона 407 тысяч в 2006-м. Впервые в 2006 году количество абортов стало меньше, чем количество родов. В прошлом году количество родов составило 1 миллион 425 тысяч, а количество абортов – 1 миллион 407 тысяч. Сейчас опять наблюдается рост количества абортов, который СМИ уже окрестили «кризисным».

Я прихожу в ужас от этих цифр. Имеет право на аборт, говорите? Я бы предпочла, чтобы у беременной женщины было право . А в нынешних социально-экономических и культурных условиях России у женщины часто остается именно последнее. Но тогда это уже не право, а бесправие, точнее, бессилие.

С социально-экономическими условиями все более или менее понятно: у нас низкие заработные платы и детские пособия при относительно высоких стандартах жизни и требованиях к уровню обеспеченности будущего ребенка. С детскими садами власть обошлась так лихо, что почти восстановила в некоторых регионах тот дефицит мест, который был в советское время (при значительном снижении рождаемости). Обеспечиваются детские садики плохо, все в основном – за счет родителей, зарплаты у нянечек и воспитателей грошовые. В концепции демографической и семейной политики, которую предлагает государство, решение этих проблем не предполагается. Предполагается подкинуть семьям денег – пусть сами разбираются. Но при этом есть тенденция к обращению к «традиционным семейным ценностям», чтобы разбирались так, как нужно.

В такой проблеме, как аборты, крайне важна культурная составляющая, к ней-то и сложнее всего подступиться. И сложнее всего не с отношением общества к самому факту аборта, а со стереотипами сексуального поведения, которые, в конечном счете, в соединении с экономическими и культурными факторами и приводят к тому, что женщина остается в ситуации «выбора без выбора». Бороться со стереотипами невероятно трудно, но их хотя бы нужно знать и обсуждать. Если уж говорить о правах женщин, то с этого бы и можно начать подлинное осуществление этих прав: с обсуждения проблемы во всей полноте, без иносказаний и замалчивания.

Итак, немного «цифры секс».

Весной этого года мы с моей студенткой-дипломницей проводили исследование, посвященное отношению молодежи к ситуации незапланированной беременности и проблеме абортов. Было опрошено 260 юношей и девушек в возрасте от 16 до 25 лет.

Исследование показало, что мужчины проявляют бльшую беспечность в вопросах контрацепции, женщины же гораздо аккуратнее в этих вопросах и полагаются в основном на себя. Заботятся всегда сами о предотвращении нежелательной беременности более половины женщин, 63,6 %. Рассчитывают целиком на партнера 4,5 %, все они замужем официально или фактически. Ни одна женщина не сказала, что никогда не задумывается об этом, а почти 13 % мужчин именно так и ответили. В целом в вопросах контрацепции очевидна гендерная асимметрия, причем наибольшую беспечность проявляют мужчины, не имеющие серьезных долгосрочных отношений.

В случае беременности без предварительной договоренности о заключении брака 24,2 % женщин предпочли бы сохранить ребенка независимо от обстоятельств, мужчины же готовы к такому решению только в 3,8 % случаев. Сохранили бы ребенка и заключили брак 30,3 % опрошенных женщин и 11,1 % опрошенных мужчин. Наилучшим выходом в этой ситуации 7,6 % женщин и 35,2 % мужчин считают аборт. При этом готовы уговорить партнершу сделать аборт и продолжить с ней отношения предпочли бы 25,9 %. Итак, полнейшее рассогласование: большинство женщин настроено на сохранение ребенка и заключение брака, мужчины же, напротив, в большинстве выступают за аборт и продолжение отношений.

При этом полную и единоличную ответственность женщины, ее обязанность принимать решение о сохранении или прерывании беременности признают 22,7 % женщин и 37,1 % мужчин. Считают, что решение должно приниматься сообща, так как мужчина тоже ответствен, 19,7 % женщин и 3,7 % мужчин. Считают, что решение должно быть общим, потому что мужчина вправе принимать решение о судьбе своего будущего ребенка, 33,3 % женщин и 16,6 % мужчин. Женщины значительно сильнее склонны к совместному принятию такого сложного решения, они рассматривают участие мужчины как его право решать судьбу своего будущего ребенка. Для женщин, таким образом, решение о рождении и воспитании ребенка – неотъемлемый элемент отношений с мужчиной, они настроены на взаимное доверие и соучастие. Для мужчин такое решение, прежде всего – сложная проблема, они рассматривают свое участие в ее решении (если это участие предполагается) как материальный и моральный долг. Женщины склонны взваливать бремя этого тяжкого решения на себя. Так, только 3,1 % женщин считают, что решение должен принимать мужчина, потому что его роль более важна, и 1,5 % – потому что женщине сложнее это сделать. У мужчин популярность таких ответов значительно выше: 14 % и 22,2 % соответственно.

Нет согласия между мужчинами и женщинами и по поводу того, насколько открыто можно обсуждать с партнером методы контрацепции. Большинство женщин (60,6 %) ориентированы на серьезное отношение к контрацепции и склонны к обсуждению этой проблемы с партнером. А вот среди мужчин 59,3 % не готовы говорить с партнершей на эту тему или могут обсуждать контрацепцию только очень незаметно и деликатно или только с постоянной партнершей.

И к абортам отношение мужчин и женщин различается. Так, аборт рассматривают как способ решения проблемы в случае незапланированной беременности всего 7,6 % опрошенных женщин, среди мужчин такое отношение выразили 18,5 % респондентов. Как неизбежное зло рассматривают аборт 22,7 % опрошенных женщин и 33,3 % мужчин. Таким образом, более половины опрошенных мужчин и только около трети женщин в той или иной мере принимают аборт. Показательно, что негативные последствия аборта для здоровья расценивают практически одинаково и мужчины, и женщины. Считают, что это бывает необходимо, хотя и опасно для здоровья, 21,2 % респонденток и 22,3 % респондентов. Моральная и эмоциональная оценка аборта у женщин гораздо жестче, чем у мужчин. Так, крайне отрицательно относятся к аборту, считая его аморальным поступком, 12,1 % опрошенных женщин и 3,7 % мужчин. Считают аборт равносильным убийству 21,3 % женщин и 12, 9 % мужчин.

Такое несовпадение оценок связано, во-первых, с различием ролей мужчины и женщины в репродуктивном процессе и в их эмоциональной связи с будущим ребенком. Имеет значение и влияние общества, которое более требовательно относится к репродуктивным обязанностям женщин, чем мужчин. Соответствующие стереотипы, особенности восприятия формирует и социальная реклама, подавая выбор между прерыванием и сохранением беременности исключительно как моральный выбор женщины.

Считают виноватой и ответственной только женщину 15,1 % женщин и 50,1 % мужчин, единоличную вину и ответственность мужчин признали только 3,1 % опрошенных женщин и из опрошенных мужчин. Общими и вину, и ответственность считают 45,4 % женщин и только 9,3 % мужчин. Полагают, что аборт может быть сделан в определенных обстоятельствах и речь идет о неосторожности, а не о вине, 30,4 % женщин и 20, 3% мужчин.

Мужчины склонны обвинять одного из партнеров, в основном женщину. Представления об общей ответственности и вине есть только у незначительной части опрошенных. Асимметрия представлений затрагивает не только взгляды на контрацепцию и аборт, но и представления о солидарности и доверии в паре. Мужчины больше склонны к «дележу» , женщины – к проблемы, признанию общей вины и ответственности.

Итак, недобрая получается у нас «цифра секс», даже пугающая. И непонятно сходу, а на что пенять? Недооценка женского труда в сфере образования, здравоохранения и культуры – это «звериный оскал капитализма». Агрессивная социальная реклама, ориентированная на женщин и приравнивающая аборт к убийству – совместные усилия церкви и власти, пытающихся эксплуатировать «традиционные ценности» в своих целях. Это четко очерченные проблемы, с которыми в целом понятно, что делать. А вот что делать с представлениями молодых людей, чье демографическое поведение еще долго будет определять характер развития народонаселения в нашей стране и чьи культурные стереотипы будут долго воздействовать на социально-психологический климат в обществе?

Эти представления необходимо изучать, понимая, что именно из них и складывается пресловутое общественное давление, и учитывать в информационной и просветительской работе, понимая, что у любой социальной проблемы есть не только объективная, но и субъективная составляющая.

Проблема абортов не решается только юридическими, экономическими или политическими средствами: принятием законов, увеличением зарплат и пособий, провозглашением безусловного права женщины на выбор. Эта проблема связана и с нравственным здоровьем общества, а наше общество, как мы видим, еще лечить и лечить.

Июн 6, 2009Анна Очкина
6-6-2009 Авторские колонкидемография, общество, Россия, социология18
Фото аватара
Анна Очкина

Кандидат философских наук, зав. кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета. Заместитель директора ИГСО, член редакционного совета журнала "Левая политика", социолог.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Есть ли предел терпению?Красивый холм
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру