Животные, обладая инстинктом и не имея разума, тем не менее, поступают разумно, а вот человек, пользуясь разумом, нередко умудряется поступать неразумно, вопреки инстинкту. Парадокс? Несомненно!
Вся история человечества состоит из парадоксов, ибо общественная и личная жизнь людей пронизана противоречиями. Не будем углубляться в бездны далекого прошлого, когда, например, страстный призыв христианства к милосердию обернулся гонениями иноверцев и ужасами инквизиции или когда насаждение европейской цивилизации в Америке, Африке, Азии и Австралии вылилось в уничтожение памятников культуры покоряемых народов, а жителей этих континентов истребляли миллионами или увозили в рабство. Обратимся к дням сегодняшним.
Даже ребенку известно, что на дворе сейчас бушует очередной мировой экономический кризис. И если бы только первый по счету и совершенно неожиданный, свалившийся, как, скажем, снег на голову жителям Кубы. Ан нет, это уже ! И начались эти кризисы более чем полтора века тому назад – в середине XIX века. Учитывая среднюю продолжительность жизни, человек испытывает воздействие разрушительной стихии рынка по меньшей мере четыре-пять, а то и шесть раз.
И больше всего поражает, что люди воспринимают каждый очередной кризис как , не задумываясь о глубинных причинах, его порождающих.Точно так же, как грозу летом или листопад осенью, не понимая, что существует разница между явлениями природы, которые действительно неподвластны человеку, и событиями жизни общественной, которую . Вера в неизбежность экономических кризисов настолько укоренилась в сознании людей, что даже такой просвещенный человек, как президент России Д. Медведев, недавно на одном из совещаний заявил, как само собой разумеющееся, что , и к его приходу надо подготовиться лучше, чем к нынешнему. Разве это не парадокс?
Рассмотрим обычную жизненную ситуацию, а именно экономические отношения между работодателем и наемным работником. Первый является владельцем средств производства, производственного капитала, второй – владельцем собственной рабочей силы. И тот и другой – свободные личности. Встречаясь на рынке, они заключают трудовой договор (письменный или устный). В процессе производства, который в цивилизованных развитых странах как-то регулируется социальным законодательством, наемные работники создают прибавочную стоимость, которая после реализации товара или услуги, превращается в прибыль работодателя-капиталиста. Таким образом, происходит будничный процесс эксплуатации наемного работника. И парадокс в данном случае состоит в том, что акт элементарного экономического грабежа, по существу ничем не отличающегося от эксплуатации раба или крепостного, осуществляется по согласию сторон. Наемный работник добровольно продает на определенное время свою рабочую силу капиталисту, а тот добровольно берет на себя определенные обязательства, обеспечивающие рациональное использование этой рабочей силы. Причем каждая из сторон нуждается друг в друге. Наемный рабочий не может жить, не продавая своей рабочей силы, а капиталист не может применять свой капитал, не приобретая рабочую силу. Более того, каждый капиталист заинтересован в сбыте своей продукции, то есть в том, чтобы выпускаемый его предприятием товар не залеживался, а быстро распродавался. От этого зависит скорость оборота его капитала. Другими словами, капиталист кровно заинтересован в том, чтобы люди покупали его продукцию и потребляли ее как можно больше. Во имя этого предприниматели из кожи лезут вон, рекламируя свой товар или услугу, причем в условиях острейшей конкуренции. Наемные же работники, само собой разумеется, заинтересованные в повышении своего жизненного уровня, стремятся увеличить потребление, а следовательно – и покупку тех или иных товаров. И здесь, в сферах обмена и потребления интересы наемных работников и капиталистов тоже совпадают. Уже хрестоматийным стал рассказ про Генри Форда, который платил рабочим приличную по тем временам заработную плату с тем чтобы те могли покупать его автомобили. Следует учитывать и то, что без устали ведется активная пропаганда, чтобы люди приобретали акции тех или иных компаний, то есть проводится политика приобщения наемных работников к самому капиталу. Хотя влияние этой категории акционеров на дела компаний ничтожно, практически равно нулю, зато у них взращивается чувство хозяина – владельца частной собственности и тем самым смягчаются неизбежные классовые противоречия. Этому же способствует навязывание населению в периоды экономического бума кредитов по относительно низким ставкам. Таким образом, рождается м, где царит мир и солидарность между классами. И хотя вся эта ситуация с точки зрения здравого смысла абсурдна, парадоксальна, тем не менее она большинством людей не воспринимается таковой, а, наоборот, рассматривается как вполне естественная.
И еще один парадокс. США называют чуть ли не самой демократической и свободной страной в мире. Во всяком случае, политики США на весь мир ежедневно трубят об этом, выступая в защиту прав человека то в одной, то в другой стране. Но как увязать эти заверения и лозунги с тем, что в США в местах заключения находится свыше 7 миллионов человек – в три раза больше, чем в самые мрачные годы сталинщины? На США приходится 25 % всех заключенных в мире при удельном весе в мировой численности населения 5 %. Страна, где ограблению ежегодно подвергаются 30 % квартир и домов, где каждый тридцатый совершеннолетний американец находится под надзором пенитенциарной системы. И разве можно назвать качество жизни людей в США нормальным, если они лидируют среди так называемых цивилизованных стран по количеству убийств, изнасилований и грабежей? И не только. США занимают ведущее место в мире по затратам на вооружение и ведение военных операций, хотя дипломаты этого самого могущественного государства на планете клянутся в миролюбии своей страны. Уже почти два десятилетия не существует главного соперника по гонке вооружений – Советского Союза, а баснословный рост военного бюджета США продолжается ускоренными темпами.
Перечень подобных парадоксов из любой сферы жизни современного человеческого общества можно было бы продолжить. Однако в третьем тысячелетии!
И никому не известно, сколько еще понадобиться времени, чтобы большинство людей на нашей планете осознали элементарную истину: для того, чтобы устранить эксплуатацию, массовую безработицу, разрастающуюся в периоды кризисов, покончить с войнами и преступностью, а также чтобы с интересами и мнениями людей считались, а не манипулировали ими, как манекенами в кукольном театре, достаточно всего-навсего сменить этот самый капитализм другой общественно-экономической системой, где человек наконец-то не будет рабом рыночной стихии, а станет полноправным хозяином своей жизни. А сколько понадобится времени, чтобы люди не допускали ошибок и видели окружающий мир таким, каким он есть на самом деле? Еще одно столетие или больше?
Я не пессимист. Убежден, что рано или поздно человечество сможет покончить с таким уродливым образом жизни, когда люди добровольно позволяют себя запрягать в ярмо эксплуатации и, развесив уши, верят побасенкам, которые сочиняют черные пиарщики, манипулируя коллективным сознанием. Убежден, что народы в один прекрасный день обретут свободу и на этой Земле восторжествует Народовластие, Добро и Разум.