Промышленная империя Олега Дерипаски в последние месяцы все чаще оказывается ареной серьезных трудовых конфликтов. И это не случайно – ведь даже на общем фоне регулярного нарушения прав работников и низких зарплат, характерных для российского бизнеса в целом, администрация предприятий Дерипаски выделяется своим агрессивным и нетерпимым отношением к любым попыткам наемных работников отстоять свои элементарные права. Апрельская забастовка шахтеров уральского СУБРа, принадлежащего «Русскому алюминию», получила широкий резонанс не только благодаря решимости и активности работников предприятия и массовой поддержке их требований жителями Североуральска, но и из-за придания гласности исключительно тяжелых условий труда и ничтожного уровня зарплат. С самого начала протестов на СУБРе руководство РУСАЛа отказалось от любых переговоров по конкретным требованиям, выдвинутым трудовым коллективом, и развернуло масштабную кампанию давления на активистов Независимого профсоюза горняков…
Сегодня новый трудовой конфликт, спровоцированный действиями администрации, разгорается на другом предприятии, принадлежащем Дерипаске – Ликинском автобусном заводе (ЛиАЗ, г. Ликино-Дулево Московской области). Еще в августе 2007 года в одном из цехов ЛиАЗа рабочим объявили о переходе на новую систему оплаты труда, которая, согласно утверждениям руководства, должна привести к повышению зарплаты. Всем рабочим цеха было предложено немедленно подписать согласие на изменение трудового договора, фиксирующего переход с установленных окладов на почасовую тарификацию. Времени на размышление и обсуждение изменения такого важного документа, как колдоговор, не дали – более того, рабочим предлагали подписать свое согласие на переход к почасовой оплате задним числом уже за текущий месяц. Разумеется, «официальный» профсоюз ЛиАЗа, входящий в отраслевой АСМ (ФНПР), не имел ничего против предложений администрации, явно нарушающих действующий Трудовой кодекс. Конечно, ведь администрация заботилась только о повышении зарплаты, которая, согласно ее расчетам, должна была вырасти на 13 %! Тем же, кто не понимал своего счастья и отказывался немедленно перейти на новую систему оплаты, было предложено подать заявления об уходе.
Вскоре выяснилось, что даже для того, чтобы сохранить зарплату на прежнем уровне, необходимо часто работать по выходным или сверхурочно. Необходимо отметить, что условия работы в цехе (в основном это сварка) остаются исключительно плохими: людям приходится работать при отсутствии вентиляции, в задымленном, слабо освещенном помещении. Спецодежда в основном старая или несоответствующих размеров, рабочим часто приходится заменять ее домашними вещами. В качестве основных инструментов используются молотки, струбцины, а то и вовсе бракованные детали и самодельные приспособления. Изношенное оборудование, изготовленное в середине прошлого века, изредка просто подкрашивают или подновляют всевозможными накладками.
11 апреля 2008 года работникам цеха были выданы расчетные листы по зарплате за март, из которых выяснилось, что зарплату сократили на 30 %.
В приказе за подписью директора ЛиАЗа Казакова и его заместителя по персоналу Гугнина, датированном 20 марта, но вывешенном только в день получения зарплаты, говорилось, что все работники цеха в этом месяце за «систематическое невыполнение производственного плана» лишаются всех надбавок к зарплате. От любых разъяснений приказа начальник цеха уклонился и спешно покинул свое рабочее место. Нужно сказать, что до этого дня никаких признаков невыполнения плана не отмечал ни один представитель администрации. Более того, сменные мастера неоднократно говорили даже о его перевыполнении: о том же наглядно свидетельствовали и простаивавшие по несколько дней кузова автобусов, не передававшиеся на другие операции. В тот же день рабочие 201-го участка цеха отказались подписать расчетные листы и написали заявления на отгул за свой счет, выразив таким образом протест против произвола администрации. На следующий будний день начальник цеха Чистяков в грубой форме потребовал от рабочих написать объяснительные по поводу ухода с работы 11 апреля и немедленно приступить к работе, при этом вновь отказавшись давать объяснения по сокращению зарплаты. В ответ рабочие приняли решение не приступать к работе до тех пор, пока они не получат такого объяснения от директора завода. 15 апреля 8 человек были уволены с формулировкой «за злостный неоднократный прогул». Это выборочное увольнение (отказалось приступать к работе значительно большее число рабочих), подписанное директором ЛиАЗа, очевидно преследовало цель сломить коллектив цеха и пресечь любые дальнейшие попытки работников завода отстоять свои права. Атмосфера хамства, шантажа, угроз увольнения уже не первый год является главным средством поддержания «трудовой дисциплины» на заводе. Каждого входящего на проходную ЛиАЗа встречает большой плакат с номером «телефона доверия», по которому можно стучать на своих товарищей по цеху.
Однако похоже, что рабочие ЛиАЗа больше не готовы мириться с таким бесправием.
Восемь уволенных молодых рабочих вступили в профсоюз «Защита», практически подпольно действующий на предприятии. Сегодня они ждут рассмотрения в суде исков по незаконному увольнению, которые они подали почти месяц назад. Их пример получил широкую известность среди работников завода. И это очень важно – полицейский режим, созданный администрацией, уже дал первый сбой. Наша задача, задача всех боевых профсоюзов, рабочих и левых организаций – поддержать работников ЛиАЗа в их борьбе за трудовые права и человеческое достоинство.
Письма поддержки уволенным рабочим можно посылать на e-mail: liaz-prof@rambler.ru