Российский обыватель знает, что грузинские фашисты во главе с Саакашвили напали на мирный осетинский город Цхинвал – но вмешалась российская армия, грузины бежали, и мы стоим на страже мира. Запад в бессильной злобе перед российской мощью мечет громы и молнии, но Россия, если что, отключит ему газ. Абхазия и Южная Осетия получили признание независимости от России, которая тем самым подтвердила, что уже не идет в фарватере Запада, как шла при Ельцине и (как некоторые знают) при Путине, сдавая позицию за позицией. Эту позицию Россия не сдала. Пока.
Я бы тоже преисполнился национальной гордостью великороссов, если бы не знал о двух важный обстоятельствах. Во-первых, о глубочайшей экономической зависимости России. Во-вторых, о том, что официальные заявления и вой бойцов идеологического фронта может быть прикрытием сдачи позиций (так уже было, когда Россия выводила свой контингент из Косово, чтобы потом сдать там и политические позиции)…
Как же так! Мы же действительно утерли нос Западу, особенно американцам. Мы же признали две республики независимыми – вопреки воле Запада! Мы же оккупировали своими миротворцами территорию до Поти и не уходим, хотя Запад кричит о нарушении соглашения Медведева–Саркози, в котором президент Медведев обещал вывести войска за административную границу Южной Осетии и Абхазии. Ан не вывели, начертили на карте «зону безопасности», которую заняли. Вот мы какие мощные и смелые!
Но послушаем министра иностранных дел Лаврова.Мы готовы вскоре вывести своих «миротворцев», если их место займут международные «полицейские» (то есть вооруженные) силы. Так вот для кого мы держим место – для международных сил. Перевожу: для сил Евросоюза.
Это многое объясняет, если отказаться от примитивной (хотя и очень национал-патриотичной) системы координат «мы – они» (Россия – Запад). Современная мировая политика устроена совсем иначе. Нет такой величины «Россия», которая может противостоять Западу. И дело не только в том, что отечественная экономика деградировала к границам «третьего мира». Важнее то, что российская правящая каста не имеет никакой идеологии, альтернативной глобальной элите. Она играет по правилам «Запада», и потому не может играть против Запада.
Но сам Запад не един: глобальная элита вовлечена в напряженную внутреннюю борьбу за ресурсы планеты. Субъекты этой борьбы – не нации, а глобальные партии неоконсерваторов и социал-либералов. Сегодня первые сохраняют власть в США, а вторые преобладают в Евросоюзе. Но все не так однозначно. С одной стороны, социал-либералы («демократы») пытаются победить на выборах в США. С другой стороны, в европейских институтах идет борьба за влияние между неоконсерваторами и социал-либералами, и ряд государств Евросоюза контролируется друзьями американских республиканцев. Только с этими оговорками можно говорить об «американцах» и «европейцах» в мировой политике.
До начала предвыборной кампании в США Грузия была сферой влияния «американцев», и «европейцы» были бы не прочь укрепиться в этом нефтяном коридоре. Администрация России изо всех сил пытается переориентироваться на «европейцев» и американских «демократов», демонстрируя, как «мы» не любим республиканскую администрацию. Но роль «своего сукина сына» нужно еще заслужить.
Напав на Цхинвали, Саакашвили предоставил прекрасные козыри российской дипломатии. Но вот войска… Им тесно в ущелье. Они просто не могут установить контроль над небольшой территорией без того, чтобы не побомбить несколько городов до самых окрестностей Тбилиси. Это обнулило моральные преимущество российской стороны. Ведь теперь жертвы среди местного населения есть и в Цхинвали, и в Гори. При этом Кокойты заявил, что грузинских беженцев не пустят назад в их села, что является признаком этнической чистки. Чтобы уже никто не сомневался, что Россия вышла за рамки Южной Осетии, были потоплены грузинские катера в Черном море, причем один – с экипажем.
Проведя операцию «без хирургического блеска», по-дуболомски, российское руководство поставило европейских союзников в не самое удобное положение. Руководители внешней политики Евросоюза должны публично отмежеваться от России – ведь они вынуждены оглядываться на неконсерваторов и на ориентированных на них лидеров восточноевропейских государств. Чтобы сохранить лидерство в Евросоюзе, нужно кричать вместе с поляками, не забывая обсуждать с Медведевым контуры нового порядка на Кавказе. Ведь Россия уже не может играть здесь роль посредника – она сторона конфликта. И эта роль автоматически переходит к Евросоюзу.
Теперь становится ясно, для кого, подрывая авторитет нашей страны, российская армия держит «зону безопасности».
Более того, теперь у «европейцев» возникла прекрасная возможность прибрать к рукам и Саакашвили. Недаром Меркель, демонстрировавшая холодность в общении с Медведевым, демонстративно браталась с Саакашвили.
Но, получив критику вместо благодарности, хозяева Кремля стали очень забавно обижаться. «Закусив удила», даже символически признали независимость Абхазии и Южной Осетии. Тем самым Россия разом обнулила свою позицию по Косово (опять кивок в сторону Евросоюза) и косвенно признала возможность отделения в будущем кавказских республик от России.
Сейчас все рычаги ситуации у Евросоюза. Он уже формирует штаб наблюдателей для этого региона. Этот штаб будет контролировать «зону безопасности».
Во время визита делегации Евросоюза в Москву 8 сентября президент Медведев горячо поддержал такую перспективу: российские войска будут выведены из «зоны безопасности», как только ее займут «механизмы», созданные Евросоюзом. Для начала хватит 200 наблюдателей. В сложившейся ситуации, когда Евросоюз провозглашен главным посредником в регионе, можно обойтись и без воинских контингентов.
Евросоюз получит возможность взять под свою высокую руку и новых вассалов – Абхазию и Южную Осетию, ведь без его благосклонности их статус остается подвешенным в воздухе. Признание независимости со стороны России – это теперь жест «стороны конфликта», а поддержка его Никарагуа и Белоруссией никак не сказывается на расстановке реальных сил.
Теперь именно лидеры Евросоюза будут решать, какие условия урегулирования будут считаться «приемлемыми для мирового сообщества». И это уже зависит не от воли российского руководства, а от того, как сложатся отношения ведущих государств Евросоюза и США после прихода новой администрации в Белый дом в январе 2009 года.