Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
59

Здесь и вчера

81

Беседа на тему: Деньги как всеобщий эквивалент и продукт виртуального финансового капитала

176

Кто встал с колен?

204

Коротко о национализме

Главная Рубрики Авторские колонки 2008 Сентябрь 09 Бутафория и жизнь

Бутафория и жизнь

Твитнуть

Политика есть борьба за власть. Ну, в крайнем случае, против власти. Эту простую истину в нашем обществе более или менее выучили. Что и стало одной из фундаментальных основ всеобщей аполитичности. Ну кому нужна политика, которая никакого отношения к нашей жизни не имеет? Власти ведь у нас все равно нет. И нам ее все равно отдавать не собираются. А главное, она большинству из нас и не нужна. Те, кому нужна власть, ее имеют. Не все, конечно. Есть еще некоторые, которым не досталось, хотя очень просили. Или имели ее, да потом потеряли. Или их к власти не допускают из-за того, что они отличаются крайней – даже по нашим стандартам – безответственностью. Чтобы не было совсем обидно, они для себя создали потешный орган власти под названием «Национальная Ассамблея». Они там могут заседать не хуже думских депутатов, принимать резолюции, формировать комиссии. Все как у больших!

Обществу что «настоящие» депутаты из Государственной Думы, что потешные депутаты (или все-таки делегаты?) из Национальной Ассамблеи, глубоко безразличны. И борьба за власть, которая сводится к самоудовлетворению конкурирующих тщеславий, – тоже. Реальным содержанием общественной жизни становятся всевозможные социальные движения, как правило, локальные и разобщенные, с расплывчатой идеологией, которую при некотором умственном усилии можно назвать «стихийно левой». Однако эта «левизна» участников социальных протестов остается абсолютно неосознанной для них самих, равно как и политическое значение того, что они делают. Да, именно жильцы, которые отстаивают свои права, протестуя против сноса домов и разрушающей города «точечной застройки», подростки, которые сопротивляются введению ЕГЭ, или профсоюзные активисты, добивающиеся повышения зарплаты, по факту создают в России гражданское общество. Только они об этом сами не знают.

А официальное «гражданское общество», представленное тщательно подобранной Общественной палатой и живущими на западные гранты неправительственными организациями, так же далеко от повседневных интересов населения, как официальная и оппозиционная политика.
В общем, все у нас есть – и политика, и гражданское общество, и депутаты и оппозиционеры. Только никому, кроме них самих, они не нужны.
Между тем картина радикально изменится, если задать вопрос: для чего нужна власть, кому и для каких целей служит гражданское общество? Власть далеко не нейтральна и несводима к «технике» управления. Власть – это инструмент реализации экономического и социального курса, проводимого в интересах определенных классов и слоев общества. Точно так же и пресловутое гражданское общество есть не что иное, как организованное выражение этих же самых интересов.

Подобные банальные истины должны знать все, кто прослушал базовый курс обществоведения в школе или в институте. Но истины эти, как ни странно, совершенно не осознаны – потому что как невозможно научиться плавать, не входя в воду, так и научиться общественной борьбе нельзя по книгам.
Больше того, здесь недостаточно индивидуального или группового опыта. Участия в небольшой политизированной группе тоже совершенно недостаточно. Обществу нужен коллективный и массовый опыт.

Именно этот опыт постепенно накапливается в профсоюзах и социальных движениях. И задача политических активистов состоит именно в том, чтобы способствовать его осознанию, создавать условия, когда участники стихийных протестов обнаружат гражданский и политический смысл того, что они делают. Политическая роль левых состоит в том, чтобы способствовать становлению новой – не бутафорской – политики и реального – а не нарисованного – гражданского общества. Это тяжелая повседневная работа, одновременно и просветительская и активистская. Абстрактные поучения никто не будет слушать.

Реклама постоянно рассказывает нам про деньги, которые должны работать. Увы, деньги не работают сами: за них работают люди, труд которых с помощью денег организуют в чьих-то чужих интересах. Знания тоже должны работать. Теоретические и практические знания, накопленные левыми активистами, должны работать в интересах социальных движений. Но не только для того, чтобы помочь этим движениям одержать сиюминутную частную победу над очередным вором-застройщиком или самодуром-начальником, а для того, чтобы открыть перед обществом новую стратегическую перспективу.

Перспективу новой политики, опирающейся на массовые социальные интересы и нацеленной на изменение нашей жизни.

Сен 9, 2008Борис Кагарлицкий
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
9-9-2008 Авторские колонкивласть2
Борис Кагарлицкий
Борис Кагарлицкий

Главный редактор журнала Рабкор.ру, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО), историк и социолог.

Большие уроки маленькой кампанииПоследствия Грузинской войны
  См. также  
 
Кто встал с колен?
 
Разборки либералов
 
Вопросы вождю
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру