С появлением и внедрением в язык такого понятия, как «гендер», встал вопрос о применении гендерного подхода и соответствующих практик ко всем отраслям человеческого знания и деятельности. Причем, что важно, «гендер» во всех смыслах отличается от слова «пол» так как подразумевает не анатомо-физиологические особенности людей, а всю совокупность социальных ролей, форм деятельности, различий в поведении между мужчинами и женщинами.
Гендерные исследования, посвященные критике таких традиционных социальных отношений, как сексизм, шовинизм, дискриминация и патриархальные устои, быстро заняли почетную нишу в социальных науках. Активные сторонники и сторонницы гендерного равенства четко сформулировали противопоставляемые доктрине биодетерминизма 1 тезисы, которые не остались чистой теорией, вошли в практику во множестве форм, одной из которых стал феминизм.
Вспомним уже позабытый многими суфражизм. Это был первый этап многолетней борьбы за представительство женщин, который предопределил последующие шаги на пути к гендерному равенству.
Потом последовало сексуальное раскрепощение, достижение социальных гарантий, борьба за достойную заработную плату. Однако при детальном разборе становится очевидно, что все успехи относятся только к двум прошлым столетиям. И, самое важное, они касаются в большинстве своем западных моделей демократии. Активные участники движения за равноправия многого добились на своем поприще, но возникает вопрос: что дальше?
Из года в год публикуются всевозможные рейтинги, демонстрирующие те или иные улучшения в сфере защиты прав женщин, будь то индексы международных организаций или частных консалтинговых компаний. Например, показатель поддержки материнства, квалифицированной медицинской помощи при беременности, грамотности, смертности, образования, занятости, ранних браков, борьбы с домашним насилием. Все это должно по замыслу авторов рейтингов показать, что с годами ситуация становится лучше. Но очевидно, это не так. За последние 10-15 лет не произошло качественных перемен, касающихся улучшения прав не только женщин, но и мужчин, иными словами в достижении гендерного равенства и устойчивого развития обоих полов.
По всей видимости, в этом виноваты не только международные организации, члены которых, находясь в штаб-квартире ООН, публикуют ежегодные отчеты о гендерном равенстве, на деле не представляя себе, например, масштабов торговли людьми на территории того же Азербайджана или соседних республик. Возможно, что часть ответственности лежит и на местных правозащитниках, которые не могут адаптировать свою риторику под существующие проблемы, с которыми сталкивается немалое число женщин, как в России, так и во всем мире. Продолжая использовать в своем арсенале исключительно неактуальные методы уличной борьбы и непродуманного интернет-активизма, наиболее, казалось бы, продуктивные и творческие группы не только остаются на периферии политической повестки, но и заведомо опускаются на «маргинальное» дно. Проблемы женщин обсуждают лишь по случаю очередной даты, вроде 8 марта, как пишут в поздравлениях, «дня весны и нежности, весеннего праздника, когда любимые люди готовы достать с неба звезду, день подарков и знаков внимания».
Складывается впечатление, что сегодня нет продуманной и выстроенной коммуникации с другими общественными группами, которая позволила бы в полной мере выразить идеи и взгляды на проблему гендерного неравенства и дискриминации женщин в российском обществе.
Более того, типичные способы распространения информации порой дискредитируют все женское движение, которое СМИ преподносят как «городских сумасшедших» и недоучившихся студенток, вместо конструктивной и позитивной программы дублирующих эмоционально окрашенные суждения о «мужчинах-угнетателях». Это в свою очередь поднимает проблему коллективной ответственности. Тем не менее тезисы феминистских групп, как радикальных, так и умеренных, весьма понятны и просты, более того, в той или иной мере вполне справедливы, но другое дело, как они доносятся и воспринимаются.
Возможная проблема состоит в том, что убедительно критикуя традиционные институты и ценности, создающие неравные отношения в обществе, нынешний феминизм не может предложить собственной позитивной программы. Не может, так как полностью отрицает такие понятия как социальная и политическая культура, и более того, нередко отрицает угнетение другой группы – мужчин, тем самым ставя на первое место свои собственные потребности. Не стоит забывать, что равенство – это не то, когда 40% мест в парламенте или курдском отряде самообороны принадлежит женщинам, только на основании их пола и обязательных квот. Равенство – это возможность каждого при одинаковом доступе к имеющимся ресурсам, реализовать свои способности на общее благо.
Любая идеология упрощенно объясняет сложные общественные взаимоотношения, дает скудные ответы и примеры для подражания.
Есть мнение, что феминизм и некоторые борцы за гендерное равенство часто показывают примеры превращения принципов в догму. Проблема гендерного равенства требует разрешения, но подпускать к этому исключительно людей с популистскими заявлениями может быть тождественно проигрышу. Вероятно, необходимо пересмотреть все методы борьбы, включая тактику, и в конце концов обратиться к тем – будь то «кухонная хозяйка», женщина с традиционными взглядами или муж-сексист – кого и от кого активисты должны защищать.
Вопросы гендера должны решаться в двустороннем порядке: очевидно, что гендерное равенство немыслимо в странах с определенным типом политической культуры и цивилизации. Следует прийти к единому решению, как избежать следующих недостатков в феминистском дискурсе: коллективная ответственность и потеря «лица», репутационный кризис всего движения, отрицание ценностей без последующего замещения и конструктивности, претенциозное оскорбление традиционных для общества идей, будь то церковь или семья, отсутствие выхода на широкие слои женщин и мужчин. Феминистское движение — это, по сути, лицо любого движения за гендерные права, поэтому нам необходимо ясно осознать ответственность за действия и слова, которые приводят к дискредитации наших попыток заявить о притеснении женщины.
Пересмотреть методы – значит выработать общую пошаговую стратегию, которая отвечает на следующие вопросы: как аккумулировать интересы? Как выстраивать риторику? Как привлекать широкие массы людей? И, в конце концов, как по правде праздновать 8 марта?
- Теории, в соответствии с которой гендерные или половые характеристики человека объясняются биологическими факторами. ↩