2 февраля этого года случилось ДТП, в котором погиб человек. Экспертам еще предстоит разобраться в причинах случившегося, хотя озвученные результаты явно не устроят всех заинтересованных. Водителем неподлежащего восстановлению автомобиля Toyota Sequoia был Андрей Кузьменко, более известный как Кузьма, основатель и лидер украинской группы «Скрябiн».
Что побудило обратить внимание на это событие людей, слабо знакомых с современным, не особо ангажированным в России творчеством соседей? Прежде всего массовые и повсеместные акции памяти на Украине, часть из которых подверглась критике и обвинениям в хулиганстве и вандализме. Затем началось переосмысление события, значимости ушедшего человека, появился штамп «украинский Виктор Цой». Последнее заинтересовало меня больше, и я решил ближе познакомиться с данной персоной и ее следом в культуре. Не претендуя на какие-либо лавры музыкального критика, отмечу, что услышанное, скорее, ближе к «Сектору Газа», нежели «Кино». Поэтому приведенный выше эпитет возник скорее из-за сходства обстоятельств гибели Цоя и Кузьменко и некоторой неочевидности случившегося, о чем чуть ниже.
Вторым побудительным моментом стало появление в украинских СМИ и Интернете статей и видеозаписей, представивших погибшего лидера «Скрябiна» как борца с режимом киевской хунты.
Российский сегмент и СМИ подхватили эту идею и сделали из Андрея Кузьменко чуть ли не лидера антимайдана (!). Тупоголовость большинства наших «журналистов» известна.
Кем же был для Украины Кузьма? Несомненно, лидером молодежи, которая не может быть в стороне от происходящих процессов. В политическом противостоянии творческая интеллигенция традиционно для постсоветского пространства должна была сделать выбор между политическими противниками, для Украины ими стали оранжевые и синие, Кузьменко стал на сторону Януковича, что после объяснил угрозами давления со стороны его представителей. Перекрытие кислорода очевидно убило бы группу, поэтому это была сделка во имя ее сохранения и возможности дальнейшего творчества, но не являлось отражением политических пристрастий. Поэтому уже евромайдан рассчитывал получить Кузьму в сторонники. Чего, однако, не случилось: имея богатый жизненный опыт, он почувствовал, что это грандиозная фальсификация под лозунгами «революции достоинства».
Но уже позже, когда антироссийские настроения стали мейнстримом в украинском обществе, «Скрябiн» превратился в один из локомотивов этого процесса. Отправить «москаляку на гиляку» требовали подростки на площадях и футбольные ультрас на стадионах, группа озвучивала это со сцены. «Культурная» попытка толпы доказать Путину свою политическую состоятельность путем выкрикивания нецензурных речевок в его адрес находила отражение на концертах «Скрябiна». Недаром Ленин говорил об искусстве как оружии политической борьбы: одно дело просто кричать, другое — стать частью зрителей на выступлении группы. Молодежь нуждается в примерах и получает их.
Как открытому к диалогу человеку Кузьме задавали вопрос, почему он сам не противостоит российской агрессии, хотя утверждает, что стал националистом и ненавидит Россию и ее вмешательство?
Кузьменко отвечал, что проку от него как от вояки никакого, но он зарабатывает деньги и помогает вооруженным силам Украины.
Также следовало поступать и остальным: всячески готовиться к отражению нашествия монстра, имеющего одну мысль — уничтожить страну.
Весьма интересное мнение, на данный момент не важно, как оно появилось, но активная концертная деятельность и многочисленные интервью делали свое дело — количество непримиримых врагов России среди населения Украины прибавлялось постоянно.
Однако Кузьма понимал, что украинский кризис является рукотворным и виноваты в нем политики всех уровней. Этому посвящалось чуть ли не каждое интервью, а также серия видеозарисовок (часть вышла в сеть уже после гибели автора), где с применением ненормативной лексики комментировалась окружающая действительность, например, ужасные дороги.
Открытая критика, а доставалось и парламенту, и президенту Незалежной, и внезапная смерть натолкнули поклонников на мысль о спланированной аварии.
Повторимся, что только результаты экспертизы дадут ответы. Но если учитывать вариант с устранением народного героя, вряд ли обыватели поверят официальным строкам. Незадолго до гибели, в начале февраля, лидер «Скрябiна» даже открыто призывал к применению физического воздействия к депутатам Рады, естественно на народном жаргоне.
Андрей Кузьменко стал, пусть и на короткое время, лидером среди той части населения Украины, которая поверила в искренность идей майдана, а потом оказалась вне политических процессов, которые вместо обещанных перемен к лучшему принесли ротацию олигархических групп у кормушки, войну и спад в экономике. А потом пришло осознание, что «нас кинули». Но в силу возраста, влияния СМИ, образования, просто манипулирования их недовольство вылилось в агрессию против того, на кого указали, внешнего врага, в качестве которого долгое время вызревала Россия, а затем еще и персонифицировалась в Путине. Эти же причины не дали понять, что украинское общество было все годы независимости расколото, кризис нарастал и вылился в противостояние, погибли люди. Трагедию Одессы 2 мая восприняли не как сигнал остановиться и задуматься, а как победу над «сепарами», предвестие уничтожения «ватников» (пророссийски настроенных) и «лугандонов» (жителей Донецка и Луганска). Антимайдановские ресурсы, кстати, после аварии сразу распространили похвалы Кузьмы футбольным фанатам, которые он написал после одесской трагедии, сказав, что они «сильнее, мудрее и патриотичнее власти».
Андрей Кузьменко стал выразителем настроений, бытующих в довольно внушительной части украинского общества.
Не было бы его, был бы другой. Усиление разобщения — часть процесса, вызревавшего с конца 80-х гг. прошлого века, а начало его корнями уходит еще дальше. Сколько еще потребуется времени, чтобы наладились нормальные отношения между Россией и Украиной? Герой этого материала считал, что в ближайшее время это невозможно, надо изолировать одних от других, чтобы успокоились.
А можно ли изолировать? И нужно ли? И не приведет ли это к противоположному эффекту?
Руслан Балицкий