Молодой человек долго сомневался, чтобы подарить своей девушке ко дню ее рождения. Ему очень хотелось порадовать любимую. И, походив по магазинам, пришел к выводу, что все, что там продается, ему просто не по карману. Поэтому решил воспользоваться услугами интернет-магазинов, по совету товарища. Тоже повыбирал между ценами и остановился на том, что заказал флакончик «Сhanel», а к ним еще и модные часики. Не знал тогда одного молодой человек, что это далеко не так надежно, как своя родная «Красная Москва» или часовой завод, на котором производили отечественную «Чайку» и «Победу»…
К счастью, у него все закончилось хорошо, а могло быть хуже или совсем плохо. Ему удалось вернуть свои деньги за некачественный товар, обратившись в Общество защиты прав потребителей, а нечестных продавцов, рекламирующих поддельную продукцию, наказали.
Но с того самого момента он понял, что стал жертвой маркетинга.
Так что же такое маркетинг?
Определимся для начала с этим понятием, вошедшим прочно в нашу повседневную жизнь.
Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.
Вспомним как в советские времена многие гонялись за фирменными джинсами, виниловыми пластинками… товаром, привозимым из-за морей и океанов моряками и потом распространявшимся фарцовщиками. Какая разница, что переплачивалось в «разы», зато ты выглядел почти как американский ковбой и даже без оговорки, что такие брюки на пресловутом Западе мог позволить себе даже бомж.
А теперь, когда нашего покупателя уже ничем не удивишь, и можно купить хоть черта с рогами, хотелось бы знать, за что же платит уже не советский, а российский гражданин, что нам так усердно рекламируют те самые маркетинговые кампании.
Большая часть этого товара, как известно, производится в Китае. Давно прошли времена великого Мао, когда население Поднебесной выглядело, как из одного инкубатора, одетое в одинаковые серые одежды, больше напоминающие тюремную робу, хоть и не в полосочку. С тех пор китайская экономика сильно поднялась и своими товарами заполонила весь мир. И судьба эта не миновала и Россию.
Но китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высшие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира. Этот товар отличается низким качеством и только ценой совпадает с аналогичными качественными продуктами.
Так какая же китайская продукция поступает в нашу страну? Та самая, которая поставляется в Америку и Японию, или та, которая производится в северных и внутренних районах Китая?
Думаю, что тот, кто уже сталкивался с шапочками, от которых начинаются головные боли, шубками, расползающимися на второй день после покупки, бельем, вызывающим нечто, напоминающее чесотку, уже не имеет ни малейшего сомнения, какую именно продукцию маркетологи предлагают купить в их магазине, обещая, что у них (и только у них) всё будет очень дешево. Но цены оказываются не такими уж низкими: прикрепив к товару брендовый лэйбл, запрашивают все же, как за фирменный товар.
И тут же хотелось бы оговориться: покупая тот же импортное изделие в советские времена, можно было почти полностью быть уверенным, что бирка соответствует стране производителя. А теперь есть шанс, что все это произведено китайскими товарищами из соседнего подъезда. И совсем не важно, в каком месте ты это прибрел, в дорогом торговом центре или в так называемом магазине удаленной продажи.
Но больше всего радуют маркетологи, предлагающие и рекламирующие свой товар по интернету. Кладется товар в виртуальную корзину, во время так называемой акционной распродажи, то есть с какой-то скидкой, но, не успев обдумать, будешь брать или нет, на следующий день обнаруживаешь полную стоимость.
Стоит задуматься, что за покупки мы совершаем, заказывая в интернет-магазине, какого качества и по какой цене. Разумеется, нормальный человек втридорога покупать не захочет. Но маркетологи почему-то считают иначе. А если не получается продать подороже, продукт продолжает оставаться у них на складе, но с привязанной брендовой бирочкой, якобы итальянской или еще какой.
Или на товар, на который покупатели уже поставили за качество две «звездочки», вдруг взлетает цена. Видимо в магазине случилась инфляция, а может быть там посчитали, что пока лежал на складе, качество его как-то само собой повысилось.
Но работники этого пресловутого отдела все же надеются на успех своего мероприятия, и потому при заказе, скажем, одного подсвечника, привозят сразу упаковку из 12 штук, причем взять можно только столько, сколько доставили, а не сколько заказывали. В общем, имеется возможность порадовать не только себя, но и друзей и знакомых.
Но главное, они постоянно присылают вам всё новые соблазнительные предложения.
Обращаются они ко всем стандартно-одинаково. Какая разница, что это общая рассылка, но покупатели все-таки не только женщины, но и мужчины, а кто-то покупает и для детей. Варьируются только имена адресатов.
В итоге получаются послания довольно курьезные. Например, такого содержания: «Ирина, хотите не спать ради любимой женщины всю ночь? Ночная распродажа началась!»
И такое письмо получила не только Ира, но и Маша, Надя… Разве эти женщины, регистрируясь в этом интернет-магазине указывали свою нетрадиционную ориентацию? Похоже, что маркетологи все за них уже решили сами.
На логичный вопрос оператору мужского пола, понравилось ли бы ему такое обращение, тебе обещают снять рассылку с твоего почтового ящика (какое благодеяние!), но минут через 15 все же вам приходит уже новое следующее предложение, в котором не только обнаруживается явное несогласование «времен и народов», но и просто куча орфографических ошибок.
Но если вы что-то подходящее для себя всё же выбрали, не ждите, что вам это доставят вовремя. Тут страдает не только клиент, но и курьер, который может, пробравшись через все сугробы и заносы, просто бессмысленно постоять, держа руку на дверном звонке, потому что человека не оказалось в это время дома, хотя он заранее уведомил об этом операторов магазина.
Но особенно активизируются маркетологи и менеджеры перед новогодними праздниками.
На вас обрушивается куча предложений, а вот доставка, увы, не торопится. Кто-то приостанавливает торговлю чуть ли ни до 28-го января и обещает все привезти уже после старого Нового года. Все объяснимо и оправданно, продавцы тоже люди.
А где-то поступают поумнее, понимая, что это самое хлебное время.
Иногда из всего заказа прибывают лишь разноцветные шары, а вот развешивать их придется, видимо, на заранее забитые в стену гвозди. Потому что необходимое, хоть и искусственное новогоднее дерево не привозят.
Правда, когда праздники почти затихают, маркетологи не успокаиваются и шлют, шлют вам свои радостные письма через ту же общую рассылку.
Как же они оптимистичны, эти маркетологи. Их не интересует ваш возраст, они уверены, что вы обожаете спорт. Если салат «Оливье» уже съеден, а запас шампанского и мандаринов окончательно истощился, то у вас появляется возможность обогнать детишек, спускаясь с горы на купленном в интернет-магазине тюбинге. И не важно, сколько вам лет, интересуетесь вы спортом или безразличны к нему. Да еще и тренеры Олимпийской сборной смогут обратить внимание на престарелого человека, и он просто успеет поучаствовать в Олимпиаде, въехав в большой спорт то ли на коньках, то ли на санках, купленных со скидкой.
Ну, а затем, когда ты уже стал чемпионом, можно дополнительно зарядиться позитивом и сделать небольшой сувенирчик коллегам и близким людям в виде милых приготовленных подарочков, каких-то непонятных «вкусных» полотенчиков и шкатулочек, да и положить заодно туда полученные награды на соревнованиях.
Уже не хотелось бы уподобляться Михаилу Задорнову, перечисляя все немыслимые слоганы, которые мы имеем возможность считывать с рекламных объявлений.
Со ссылкой на google: «курить-вредно-болезни-смерть-клиника». Вы подумали, это о вреде курения? Нет, это просто реклама клиники, где вас непременно вылечат. Хотя слово «клиника» здесь, конечно, очень даже уместно, с этим точно уж не поспоришь.
Или, проезжая по шоссе, читаешь маркетинговый призыв от фирмы недвижимости: «Не мог раньше купить квартиру для любовницы? Теперь есть такая возможность. У нас цены за квадратный метр упали». Тут даже комментарии излишни.
Несмотря на этот явный и намеренный обман, народ устремляется вперед за все новыми товарами, не задумываясь не только о несоответствии цены и качества, но и попросту о том, что промышленное изделие, купленное, скажем, за 4 тысячи рублей, не может стоить столько же, сколько золотое кольцо или цепочка.
И нелишне помнить, что точно такую же вещь можно приобрести не в дорогом магазине, а где-то чуть подальше, но на нем не будет только той пресловутой бирочки страны производителя, зато стоить он будет в разы дешевле.
Так за что же на самом деле мы платим? За купленную вязаную шапочку или за лейбл, сразу делающий её намного дороже?
Но если всё это для вас не имеет значения, то, следуя советам маркетологов, вперед, на абордаж магазинов!