В нашей стране со времён Петра есть такая забава: считать, что всё западное лучше, а главное, если привить западное нам, то и мы заживём хорошо. Впрочем, как показала практика, эта теория не работает.
Кто путешествовал по Европе, знает, водители автобусов останавливаются каждые четыре часа, производят некие мистические действия с «шайбой», и едут дальше, но при этом обязательно меняются. Идея совершенно правильная, ДТП случаются от потери концентрации, так почему бы не съехать на стоянку, попить кофе, и передохнуть?
Вот у нас с 1 апреля изменились правила игры в сфере пассажирских и грузовых перевозок. С этого дня отдельным категориям перевозчиков запрещается выезжать на линию без тахографа. Тахограф – это контрольный бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для отслеживания таких параметров, как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.
Сухой закон гласит следующее: «Управление транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров без тахографа, если его установка предусмотрена законодательством; с неработающим прибором (сознательно блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или при нарушении правил его использования (корректировка данных, фальсификация регистрируемой информации) в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан — от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб».
Кроме того, с 1 апреля 2013 года, когда вступят в силу новые поправки относительно безопасности дорожного движения, наличие цифрового тахографа станет обязательным для всего транспорта осуществляющего коммерческие перевозки пассажиров и грузов (включая такси и газели).
Возникает один единственный вопрос: насколько все эти замечательные правила осуществимы?
19 апреля, в зале фракции ЛДПР прошла встреча Заместителя Председателя комитета ГД по транспорту, депутата фракции ЛДПР Александра Старовойтова с представителями транспортного сообщества. На встрече присутствовали грузоперевозчики из разных уголков нашей страны. Также, в работе круглого стола принял участие представитель Общественной палаты РФ Георгий Федоров, сообщает пресс-служба депутата.
В сообщении пресс-службы отметили серьёзный недостаток нововведения. Дело в том, что из приложений к приказу следует, что прибор обязательно должен быть снабжен системой криптографической защиты информации (СКЗИ). Лицензию на эту криптозащиту выдаёт ФСБ. В настоящий момент по различным оценкам экспертов, в России от 5,5 до 6,5 млн единиц транспорта, которые необходимо переоборудовать новыми тахографами, но по оценкам самих же производителей, в настоящий момент, изготовлено лишь несколько сотен тысяч этих приборов. Однако, это не отменяет того, что первоапрельские проверки — это вовсе не шутки.
И это далеко не единственный недочёт. Так, член Общественной Палаты РФ, президент центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Фёдоров после встречи признал необходимость введения тахографов, ведь дальнобойщик должен отдыхать. Однако он отметил и явные недоработки приказа. «Во-первых, приказ по тахографам на сегодня не даёт возможного технического исполнения. Во-вторых не продумана ситуация по тахографам на Дальнем Востоке. Например, если фура останавливается в середине тундры или тайги на большом расстоянии, то это может быть очень опасно. Здесь речь идёт и о криминальных прецедентах, и о прохождении пути другими машинами, следующими за остановившейся фурой. К тому же нет никакой инфраструктуры, стояночных мест и так далее».
Директор Некоммерческого Партнерства добросовестных участников рынка грузоперевозок «Эверест», г. Москва Павел Осеев, как пострадавший в этой ситуации также считает, что тахографы – это нужный прибор. Но указывает на то, что режим отдыха осуществимый в Европейском союзе невозможен в России. «Это и протяжённость дорог Российской Федерации, и погодные условия, и инфраструктура. Ведь у нас в ряде регионах температура падает до минус сорока-сорока-пяти градусов ниже нуля. Таких погодных условий в Европе нет!».
Кроме того он напомнил и о любимой забаве, заключающейся в копировании западного. «В Европе, прежде чем обязать водителей к установке, была усовершенствована инфраструктура — это стояночные места, места для отдыха водителей. Всё цивилизованно и охраняемо, ведь грузы везутся многомиллионные. А у нас есть регионы, посёлки и деревни, где люди зарабатывают грабежом фур. После чего предприятия несут убытки, а три года назад убили и ограбили водителя. И теперь таких случаев будет больше», рассказал Осеев. Действительно, копируя чуждые тренды, нельзя же скопировать лишь малую часть…. Это всё равно, что пытаться танцевать балет в пачке, не зная ни единого па. А тогда лучше и не танцевать вовсе.
Фёдоров и Осеев выступили за мораторий действующего приказа номер 36. В свою очередь депутат Александр Старовойтов сообщил, что будет подготовлен Протокол данного мероприятия с обращением в адрес Руководителя Общественной Палаты о проведении широкомасштабного заседания с участием всех заинтересованных министерств и ведомств, перевозчиков и с обязательным приглашением всевозможных средств массовой информации для освещения данной проблемы.
Таким образом, пока процесс ещё не приостановлен, дальнобойщики вынуждены платить штрафы, и остаётся надеяться на скорейшую реакцию представителей общественности и власти.
Елена Ланская