Полным ходом идет процесс формирования участковых избирательных комиссий (УИК) и резерва их составов. Различные общественные, партийные и оппозиционные организации, имеющие возможность или право выдвижения кандидатур в данные органы, призывают неравнодушных граждан регистрироваться через них кандидатами в члены УИК с правом решающего голоса.
Кампания по внедрению активных граждан, не относящихся к административному ресурсу, в участковые избирательные комиссии, хотя и может показаться бесперспективной, на мой взгляд, необходима и к ней стоит подключаться.
На уровне участковых избиркомов на выборах решается очень много. И те независимые наблюдатели, которые впервые столкнулись с реальностью выборов в декабре 2011 года, прекрасно это понимают. Ведь с беспределом именно членов УИК им пришлось воевать практически сутки. Все пресловутые «карусели», вбросы, махинации со списками избирателей, подтасовки результатов голосований при подсчете и т.п. происходили в основном на этом уровне.
В то же время, член участковой комиссии имеет права, которые дают значительные возможности контроля над процессом выборов. Он не просто наблюдает и фиксирует как наблюдатель, но и принимает решения, имеет доступ ко всем документам, участвует в подсчете голосов на своем участке. Найти повод удалить с участка неугодного наблюдателя — легко, а с членом УИК с правом решающего голоса подобная бесцеремонность уже так просто не пройдет. Поэтому честный и независимый член УИК может серьезно противостоять беззаконию.
Административный ресурс, судьба которого, кстати сказать, сильно зависит от результатов выборов, прекрасно понимает, что даже один независимый от них и принципиальный член УИК может сильно помешать их планам и не дать «добиться» нужных показателей голосования. Поэтому администрация очень тщательно подходит к вопросу формирования УИКов, направляя туда своих людей. Делается это по давно отработанной схеме, которая устроена так: когда приходит время формировать УИКи, местная администрация обращается к руководителям предприятий, находящихся от нее в прямой зависимости — поликлиник, школ, прочих образовательных и культурно-массовых учреждений. Те на «собраниях избирателей по месту работы» выдвигают своих сотрудников в члены УИК. Так же в УИК, для разнообразия, набирают кандидатур от партии власти и «родных» общественных объединений — советов ветеранов, профсоюзов, инвалидов, молодежи и т.п. Правда, от партий и общественных объединений возможно выдвижение только одного кандидата на УИК, в то время как «по месту работы» можно выдвинуть сразу несколько кандидатур.
Граждане, заинтересованные в честных выборах, раньше особо не стремились стать членами УИК, в лучшем случае ограничиваясь на выборах функцией наблюдателя. Администрацию подобная пассивность населения вполне устраивала.
Почему именно сейчас недопустимо проигнорировать процесс формирования УИКов? В первую очередь потому, что с принятием 2 октября 2012 года Федерального закона № 157 ситуация принципиально изменилась. Теперь участковые избирательные комиссии будут формироваться не от выборов к выборам, как ранее, а на постоянной основе — на целых ПЯТЬ лет! То есть нынешние члены УИК будут выбирать мэров, губернаторов, законодательные собрания различных уровней и, наконец, следующего президента… Мы можем чувствовать, конечно, некоторое разочарование в наших выборах, считать это дело бесполезным. Но если мы сейчас упустим свой последний шанс, то в бесполезности следующих президентских выборов наши дети могут уже обвинить и нас, на долгие годы угробивших возможность хотя бы частично контролировать выборы, и тем самым разрушить на них абсолютную монополию власти.
При этом стоит подчеркнуть, что члену УИК на постоянной основе по-настоящему сложно придется только в сам день выборов. Его ждет не просто напряженная работа в течение 24-х часов, ему предстоит реально выдержать сутки военных действий. Но ради принципа одним днем стоит пожертвовать.
До дня голосования обязанности членов УИК не очень обременительны: они устанавливают поочередные «дежурства» в помещении УИК, во время которых занимаются уточнением списков избирателей, раздачей открепительных удостоверений, оповещением избирателей о выборах. Непосредственно перед днем голосования, в субботу, они оборудуют помещение для голосования и тестируют технические средства голосования — КОИБы, КЭГи (при их наличии).
Не стоит исключать и тот фактор, что данная работа оплачивается государством, а с основного места работы члена УИК уволить нельзя.
Конечно, администрация предпримет все меры, чтобы не допустить в УИКи ненужных ей людей. Но если удастся организовать вал желающих, настаивающих, требующих, надавить и проломить в некоторых случаях получится. Пробовать уж точно стоит.
Надо иметь в виду, что все эти подневольные учителя школ, работники детсадов и культмассовых учреждений идут в кабалу УИКов, как правило, неохотно. Ведь они прекрасно знают, что там им придется выполнять приказы хозяев, заниматься нечистоплотными и ненужными им самим делами, то есть мотивации у них лично никакой нет. Большинству таких немотивированных граждан, на самом деле, будет сложно противостоять даже одному честному и мотивированному члену УИК.
Поэтому настало время брать УИКи штурмом. Торопитесь! Времени мало! Например, в Москве прием заявлений заканчивается 26 января.