Либеральные критики нашего советского прошлого, зачастую не видящие никакой разницы между СССР ленинского, сталинского и постсталинского периодов, очень любят использовать в дискуссиях аргумент о смертной казни, применявшейся в Советском Союзе в отношении подростков.
Современным сталинистам этот аргумент по понятным причинам сильно не нравится, и дебаты идут жаркие, в которых и та и другая сторона не стесняются ни в выражениях, ни в передергивании фактов. Доходит до того, что одни заявляют, будто в СССР вообще никогда не казнили подростков и женщин, а другие убеждены, что НКВД расстреливал всех — даже школьников младших классов.
Вдаваться в этот спор нам особого смысла нет. Во-первых, потому, что мы точно знаем, что лиц, не достигших 18 лет, в СССР действительно расстреливали. Самые известные примеры — это казнь сына Льва Каменева Юрия и Аркадия Нейланда, расстрелянного за двойное убийство.
Во-вторых, очевидно, что судьба казненных подростков вряд ли на самом деле так уж заботит либералов. Их экскурсы в неоднозначную историю нашего прошлого, как известно, преследуют цель в очередной раз доказать варварство собственного народа и подчеркнуть негативные особенности, отличающие его от гуманного Запада. Таким образом, в очередной раз как бы подкрепляется совершенно бестолковый тезис о неких «особых» (пусть в данном случае и со знаком минус) пути и судьбе России.
Однако же всякий раз, когда мы сравниваем тот или иной период в истории нашей Родины с тем, что в это же время происходило в других государствах, то обнаруживаем, что все разговоры об уникальности и исключительности не более чем риторические приемы.
В этом контексте уместно вспомнить о недавнем событии, которое произошло в штате Южная Каролина. 17 декабря 2014 года тамошний суд вынес оправдательный приговор по делу некоего Джорджа Стинни, чернокожего подростка, казненного в 1944 году на электрическом стуле.
Его история шокирует и по сей день, ибо ознакомившись с ней и попытавшись представить себя на месте этого подростка, трудно не ужаснуться от ощущения абсолютной беспомощности и безысходности, на которые многие и многие годы, цитадель демократии и прав человека обрекала своих чернокожих сограждан.
Все началось 23 марта 1944 года с исчезновения двух девочек — 11-летней Бетти Биникер и 8-летней Мэри Эммы Темз. Живыми их последний раз видели, когда они, проезжая на велосипедах мимо лесопилки, где работала семья Стинни, остановились и спросили у Джорджа, не знает ли он, как им найти цветы страстоцвета.
Девочек обнаружат на следующее утро убитыми, с размозженными головами, в канаве с грязной водой.
Джорджа Стинни арестуют тут же, будут допрашивать в течение нескольких часов без адвоката и свидетелей, и подросток «признается». Один из следователей потом расскажет, что смог убедить Стинни сделать это, пообещав ему мороженное.
По версии следствия (бумаг, подтверждающих признание Стинни, не сохранилось), подросток хотел изнасиловать старшую из девочек, но так как ему мешала младшая, он нашел валявшийся неподалеку 15-дюймовый железный шип и убил своих жертв.
Как и следовало ожидать, эта история сразу вызвала страшное негодование, грозившее перерасти в столкновения на расовой почве вроде тех, что сотрясают сегодня Фергюсон. Семья Стинни тайно бежала из города, страшась линчевания.
Суд над подростком, длившийся всего два часа, также заслуживает внимания, хотя бы из-за того, что на заседание, кроме, естественно, самого Стинни не пустили ни одного негра. Адвокатом назначили налогового комиссара! Присяжные, все белые, совещались 10 минут и признали Джорджа виновным. Губернатор штата заявил, что рад узнать о решении в отношении «ниггера Стинни».
Подростка казнили 16 июня 1944 года в половине восьмого утра. Когда Джорджа усаживали на электрический стул, то выяснилось, что он слишком мал и на сидение подложили его Библию. Похоже, нет более универсальной вещи, чем слово божье и более распространенной, чем беззащитность отдельного человека перед лицом Системы, какой бы идеологией она ни прикрывалась.