Время, в которое мы живем, поражает уровнем вопиющей исторической безграмотности, до которого упало наше общество. Чем больше проходит времени с момента распада СССР, тем сильнее реальное знание о событиях прошлого замещается разномастным околонаучным хламом, конспирологическим бредом, откровенными фальсификациями и беззастенчивым враньем. Преуспеть на этом постыдном поприще стараются лжецы из самых разных политических лагерей, от кондовых сталинистов до фашиствующих клерикалов. И первые, и вторые по полной эксплуатируют безграмотность населения, распространяя в умах людей все более фантасмагорический вздор.
Главной жертвой этих деятелей закономерно стала советская эпоха, а точнее история ее первых лет (20-е и 30-е годы). Пишут о многом. О пломбированных вагонах, японских агентах, устроивших Кровавое воскресенье, сионистах-большевиках, православном Сталине, масонах-троцкистах, наемных китайцах, выигравших Гражданскую войну в России, и много еще о чем.
В такой ситуации, естественно, начав с передергивания фактов, тенденциозно подобранных исторических примеров и искаженных цитат, фальсификаторы нашей истории не могут не перейти к откровенным выдумкам, изобретая как свои собственные, так и заимствуя старые из арсенала черносотенной и белоэмигрантской пропаганды. Чего стоит хотя бы постоянно тиражируемая в сети «речь Троцкого» о превращении России в страну, населенную «белыми неграми»1.
Разумеется, при таком раскладе неизбежны курьезы, когда фальсифицируются даже биографии фальсификаторов. Не повезло в этом плане, например, известному деятелю сталинских времен Емельяну Ярославскому (3.05.1878—4.12.1943). Личностью он был весьма неоднозначной. Большевик с серьезным дореволюционным стажем, каторжанин, видный проводник советской антирелигиозной политики и в то же время один из самых преданных сталинских прислужников, соавтор печально известного «Краткого курса ВКП(б)», фактически занимавшийся переписыванием истории большевистской партии под нужды Вождя народов. На карикатуре, распространявшейся после XV съезда «левой оппозицией», его изображали в виде сторожевого пса, сопровождающего одетого в форму городового Сталина.
«Рядом с Лениным, начиная с конца 1890-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» (Е.М. Ярославский. «О товарище Сталине». М.: 1939 г.)
Однако особых «успехов» достиг Ярославский на ниве борьбы с троцкизмом. Из-под его пера регулярно выходили обличающие Троцкого брошюры с издевательскими и нередко хамскими выпадами. На октябрьском пленуме ЦК 1927 года дело дошло до откровенного хулиганства — Ярославский запустил в Троцкого томом контрольных цифр2.
В общем, фигура вполне достойная того, чтобы встать в один ряд с такими сталинскими сатрапами, как Молотов и Каганович.
Увы, но конспирологам нашего времени недостаточно одной лишь причастности Ярославского к сталинской школе переписывания истории.
Вот, например, выдержка из обращения авторов сборника «Правда о генерале Власове» в газету «Советская Россия». Упрекая журналистов в «антицерковной компании» (так в тексте — прим. авт.), они пишут:
«По сути дела, ее авторы (газеты — прим. авт.) являются троцкистами, продолжателями дела Ярославского-Губельмана»3
В другой публикации Ярославский, наряду с Карлом Радеком, назван «пропагандистом из команды Троцкого», который на все лады «расхваливал своего предводителя»[5]. Ему же приписывают написание биографии Льва Давыдовича в духе «прославления и безмерной героизации».4
Но зачем же рядить ярого антитроцкиста в одежды сторонника Льва Давыдовича? Во-первых, ответа на этот вопрос может не оказаться в принципе. Его могут оклеветать просто для красного словца и создания иллюзии фактурности материала. Во-вторых, учитывая ползучую реабилитацию Сталина, которая имеет место в нашем обществе, цель которой изобразить вождя народов эдаким красным православным самодержцем, можно понять, что фигура ярого атеиста, автора «Библии для верующих и неверующих» и одного из главных творцов советской антиклерикальной политики никак не может соседствовать с Иосифом Виссарионовичем. Ее нужно во что бы то ни стало перенести в лагерь злейших врагов гения всех времен и народов, даже если для этого придется печатать самую бесстыжую ложь.
- По всей вероятности, авторами этой фальшивки были журналисты газеты «Наш путь», которую издавала в первой половине XX века в Харбине Русская фашистская партия. ↩
- В ответ на эту выходку Троцкий сказал: «Ну, если вы не можете убедить людей этой книгой, вы можете прихлопнуть их ею!». ↩
- На самом деле Емельяна Ярославского звали Миней Израилевич Губельман. ↩
- Скорее всего, свои измышления авторы приписываемого Ярославскому троцкизма основывают на инциденте, связанном с выпуском под редакцией Емельяна Михайловича четырехтомника «Истории ВКП(б)», которую Сталин не одобрил, а верный Каганович тут же поспешил назвать «подкрашенной под цвет троцкизма». «Правда» же объявила авторов книги «школой троцкистских контрабандистов». ↩